Спорт интервью «Футболисты должны деньги зарабатывать, а не получать»: директор ФК «Енисей» — о будущем клуба

«Футболисты должны деньги зарабатывать, а не получать»: директор ФК «Енисей» — о будущем клуба

Перед началом сезона мы пообщались с Алексеем Иваховым

Алексей Ивахов уже более полугода управляет ФК «Енисей»

После вылета ФК «Енисей» из РПЛ для клуба настали тяжелые времена, которые еще больше усугубила пандемия коронавируса. Красноярский клуб в последние месяцы сотрясали скандалы: спортивный директор Денис Петровский увел соцсети клуба, главный тренер Юрий Газзаев дважды порывался покинуть команду (на третий раз получилось — контракт не продлили), чиновники критиковали бывшее руководство «Енисея» за слишком высокие зарплаты футболистов, в офис даже наведались сотрудники ФСБ. Сейчас красноярская команда занимает 14-ю строчку турнирной таблицы ФНЛ. Мы в прямом эфире вместе с красноярскими болельщиками пообщались с директором «Енисея» Алексеем Иваховым, чтобы узнать, в каком состоянии клуб подходит к сезону и его будущем.

— Алексей Евгеньевич, когда планируете приступить к тренировкам, а главное — с какими силами?

— Клуб на данном этапе, если мы говорим о футболистах, находится на индивидуальных занятиях, мы с нетерпением ждем, когда закончится режим самоизоляции. Буквально каждый день с ребятами созваниваемся, все интересуются, когда же уже можно приехать в Красноярск. Офис и тренерский штаб работают в штатном режиме, прорабатываем схемы. Не сказать, что в нынешних условиях работается комфортно, но делаем все возможное, чтобы работа проходила продуктивно.

— Какие кандидатуры после ухода Юрия Газзаева имеются на пост главного тренера? СМИ называют пока трех кандидатов: Александр Алферов, Сергей Ташуев и Александр Тарханов.

— В данной ситуации, скажу откровенно, не совсем корректно называть конкретные имена. Мне бы самому хотелось бы поскорее официально объявить имя главного тренера, чтобы приступить к комплектованию команды. Потому что с футболистами, с которыми заканчивается контракт, мы договариваемся о небольшом ожидании в связи с этой ситуацией.

— Что предшествовало уходу Юрия Газзаева?

— Перед чемпионатом последние две игры мы с Юрием Фарзуновичем были объединены одной целью — нам нужно было выигрывать. Сейчас у него контракт закончился. Директор клуба, конечно, принимает много важных решений, но финансирование и его контроль, определение стратегических шагов развития остаются за учредителем. Учредитель контракт не продлил. Как ни крути, мы выполнили свою задачу — вывели команду из зоны вылета. Сейчас нужно делать шаг вперед. Юрию Фарзуновичу было очень сложно: он принял команду посреди сезона, не он и не я ее комплектовали. Всякое бывает в футболе, но нам нужно двигаться вперед.

— Так и какие критерии будут предъявляться к новому тренеру?

— Главное, этот тренер должен давать результат, второе — красивая поставленная игра, третье — мы должны уметь раскрывать футболистов, которые будут достигать спортивных высот и играть на самом качественном уровне.

— Если говорить о контрактах, болельщики интересуются: останутся ли в команде Александр Зотов, Артем Делькин, Константин Савичев, Александр Харитонов?

— Могу сказать, что у Савичева действующий контракт еще ровно на год. Недавно он позвонил и сказал, что по семейным обстоятельствам хочет контракт расторгнуть, но на этом этапе у нас никаких юридических подтверждений этому нет. Что касается Делькина: у него контракт закончен, мы попросили его опять же немного подождать, чтобы мы перешли к стадии обсуждения финансовой составляющей. У Зотова контракт действующий, и никаких оснований для его прерывания нет — он также с нетерпением ждет, когда мы приступим к тренировкам. У Харитонова действующий контракт до 2021 года.

На чьей совести потеря Матвея Ужгина?

— Матвей — это наш воспитанник, наши барнаульские коллеги довели его до определенного уровня, мы благодарны футбольной школе Барнаула. Последние 4 года он в Красноярске. Мы надеялись на то, что никаких проблем с продлением контракта не будет — ему здесь дали дорогу в профессиональный спорт. В состоянии финансовой нестабильности из-за коронавируса мы не предполагали, что молодые футболисты смогут куда-то уйти. Когда у нас не было четких финансовых гарантий относительно предложений по Ужгину, мы в устной беседе обговорили намерения о будущем. Он нам ответил, что видит себя исключительно в «Енисее». Переходить на язык цифр при обсуждении контракта тогда не имели возможности, потому что не было ясного понимания финансирования. Когда уже подошел момент, за полтора месяца до истечения контракта, мы не знали первое: будет ли продлен сезон, второе: когда закончится коронавирус. Ситуация же нестандартная.

При этом постоянно созванивались с агентом, вели переговоры, но нам предлагали очень завышенные условия. Эти требования несопоставимы с уровнем зарплаты таких футболистов, несопоставимы с нашей политикой, балансом зарплаты. Мы Матвею предложили очень хороший контракт, как со стороны коммерческой, так и с мотивационной: чем больше играешь, тем больше зарабатываешь. Футболисты должны зарабатывать деньги, а не получать. Мы в своих намерениях были честны! Так получилось, что спортсмен выбрал другой путь, поблагодарил «Енисей». Я также пожелал Матвею спортивных успехов, но хотел бы, чтобы Матвей остался.

— В своем инстаграме Ужгин написал, что за полтора месяца до окончания контракта с ним никто не связывался, что он опасался потери места в основной команде.

— Здесь Матвей лукавит. Мы же с агентом вели разговор еще в начале марта. Все, что касается начала года: у нас была нестабильность во всех отношениях. Был еще спортивный директор, который не предпринимал действий, были другие планы, были и сборы, и трудности с финансированием, комплектованием. Но при этом был временной зазор, чтобы до мая переговорить со всеми футболистами. Нам практически все отвечали, что не будут заключать контракт, пока не определится главный тренер.

У нас нет сейчас спортивного директора, часть функций мы распределили, мы коллегиально определяем решения. Для всех был неожиданностью тот факт, что футболист перейдет в другой клуб. Поверьте, ему сделали действительно адекватное предложение. Мы не должны вести себя на поводу у игрока — нас просто не поймут другие футболисты. Конечно, мы бы хотели, чтобы Матвей остался, но насильно мил не будешь.

— Говоря о финансовых вопросах: какой сейчас бюджет у клуба?

— Бюджет у нас 236 миллионов. Вся сложность в том, что он распределяется на год, а футбольный сезон проходит осень — весна. Контрактные обязательства перед некоторыми футболистами заканчиваются уже на следующий год. Все, что положено, мы исполняем, но нам необходимо дофинансирование, чтобы играть на уровне ФНЛ.

— Такого бюджета достаточно для борьбы за верхние позиции турнирной таблицы?

— У нас 236 миллионов рассчитывается с января до конца декабря, новый сезон у нас начинается в июне. Это, откровенно говоря, средний бюджет для клуба ФНЛ, но в спорте и футболе в частности даже со средними деньгами можно достигать высокого результата. Такие случаи были и в истории российского, и зарубежного футбола. Но для понимания: это бюджет и на основную команду, и на женскую, и на молодежную.

— Сейчас бюджет клуба — это бюджет учредителя, в нашем случае Министерства спорта. Какими источниками для пополнения бюджета располагает клуб?

— Как мы можем привлечь внебюджетные средства: продать футболиста, если он пошел на повышение, продажа атрибутики, билетов, партнерские отношения с организациями и спонсорство. К сожалению, телевидение у нас в РФС на таком уровне, что мы как клуб ФНЛ не получаем отчислений от трансляций матчей.

Мы предпринимаем все усилия, чтобы зарабатывать больше денег: больше людей должно ходить на футбол, для этого нужно показывать красивую игру, результативную игру. Нужно создавать благоприятные условия для просмотра матча, вводить развлекательные и образовательные программы. Мы все делаем для того, чтобы конкурировать с теми же кинотеатрами, чтобы разные слои населения, разных возрастов ходили на матчи. Для этого в команде нужно больше красноярцев, которые показывают хороший футбол. Для детей хороший пример — парень из соседнего двора, знакомый друга, одноклассник, который пробился в профессиональный футбол.

— Цены на билеты и абонементы в сезоне как-то изменятся?

— Насколько я знаю, нет. Самый дешевый билет у нас стоит всего 50 рублей, самые дорогие — 400 рублей. Причем есть у нас бесплатные социальные билеты для, например, людей с ограниченными возможностями. Наполняемость «Футбол Арены Енисей» — 3 тысячи зрителей, на последнем матче со «Спартаком», если не ошибаюсь, 2,6 тысячи. Почти полный стадион.

— В сложившейся ситуации можно ли надеяться на новые приобретения?

— Клуб может приобретать футболистов только из внебюджетных средств, а это сложно. Новички, конечно, будут, но нам нужна финансовая стабильность. И в первую очередь для комплектования команд нужен главный тренер. Решение важно принимать сейчас, так как время уходит.

Есть местные футболисты, которые уже опытные: Семакин, Комков, Харитонов, Паша Рожков. Ребята еще поиграют, но сейчас важно вернуть наших пацанов из других клубов, им сейчас от 20 до 23 лет: Карпук, Сахаров, Руднев. Надо дать им условия, они обязательно раскроются. Нужно дать шанс ребятам из второй команды «Енисея».

При этом, если на какие-то позиции у нас нет игрока, нам нужно изыскивать ресурсы на покупку игроков.

— Говоря о возвращении наших пацанов: болельщики интересуются, вернется ли Валерий Кичин?

— (Смеется) Я бы тоже хотел, чтобы он вернулся — он очень талантливый футболист. Мы с ним, конечно, общаемся, но до обсуждения цифр пока не доходило: в средствах мы очень ограничены. Давайте чуть-чуть подождем. В конце концов, у нас и Женя Песегов очень мастеровитый футболист, у него есть действующий контракт, мы разговаривали с ним о возвращении в Красноярск как футболист с футболистом. Всегда же приятно играть дома. И многие футболисты хотят вернуться домой, а нам нужно создать для них все условия. Это Азер Алиев, Леха Исаев, есть ребята, мы ведем с ними переговоры. Несколько часов назад мы подписали контракт с Тимуром Сахаровым, 22-летний полузащитник, которого я знаю с детства.

— Раз речь зашли о молодняке, у нас же есть замечательный детский клуб «Тотем», ребята ездят и играют по миру, играют в футбол и играют очень хорошо. Ваши специалисты устраивают просмотры?

— Я прекрасно знаю и руководителя клуба, и спортивного директора. Действительно, «Тотем» очень много сделал для развития детского футбола, у них очень хорошая стадия — они выстроили систему подготовки юных футболистов. Мы в хорошем контакте, стабильно приглашаем их на футбол.

Если нам скажут, что в «Тотеме» есть одаренный мальчик, мы, конечно, пригласим его на просмотр. Мы регулярно просим коллег присылать их к нам, и такое происходит, для того мы и создали молодежную команду. Мы привлекли туда Кишиневского и Вадима Белохонова. Здесь нужно просматривать всю Сибирь, ребят надо собирать и давать возможность раскрываться.

— Какие сейчас задачи ставятся первой команде «Енисея»: добраться до первых строчек, выйти в РПЛ?

— Это очень хороший вопрос. Есть вот учредитель клуба, есть финансирование, хотя не деньги в спорте все решают. Сейчас и игроки, и тренеры, и руководство хотят, чтобы мы играли на самом высоком уровне. Но для этого нужно создать условия. Позавчера мы были на 15-м месте, сегодня на 14-м, сейчас новый сезон — важно сделать все, чтобы попасть в премьер-лигу. Мы все амбициозные мужики, но есть критерии, есть профессиональный спорт.

— То есть учредитель ставит задачу вернуться в премьер-лигу?

— Я не могу говорить за учредителя. Я буду ставить эту задачу перед тренерами, футболистами и перед собой.

Какие позиции нам нужно усилить прямо сейчас?

— По фамилиям говорить не совсем этично, но нам нужен вратарь, потому что у основного голкипера закончился контракт. Нам нужен правый и левый защитники, требуется усиление центральной зоны. Требуется игрок под нападающим, если мы играем по схеме 4–2–3–1, и нам нужен сам нападающий, контракты с двумя основными нападающими также заканчиваются. Это если коротко.

Где-то у нас позиции в полном составе: такие, как левый полузащитник, — у нас есть Комков, Песиков, но хотелось бы в некоторых позициях составить хорошую конкуренцию. У нас пока нет точной даты начала первенства ФНЛ, но оно начнется, и календарь будет очень плотный. Тут будет не до восстановления, возможны и травмы — все же три месяца футболисты занимаются вне тренировочной базы.

Надеюсь, что коронавирус не изменил планы на традиционный турнир болельщиков?

— Я не так часто имею возможность пообщаться с болельщиками, но после выхода из режима самоизоляции мы обязательно этот пробел восполним и организуем классный турнир, где будут принимать участие много команд не только из Красноярска, но и всего Красноярского края. Мне бы хотелось, чтобы футболисты болели за тех ребят, которые всегда поддерживают их. Чтобы мы все зарядились футболом. Мы уже нашли партнера, который помогает нам в организации. Обязательно это сделаем, дай бог, чтобы коронавирус наконец-то закончился!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства