Наука Красноярские ученые выявили причину древних катаклизмов с помощью деревьев

Красноярские ученые выявили причину древних катаклизмов с помощью деревьев

Годичные кольца хранят информацию об изменениях климата

Годичные кольца деревьев изменялись из-за катаклизмов

Ученые СФУ выяснили, что оказало влияние на климат Сибири 1000 лет назад. Как оказалось, на катаклизмы повлияли извержения стратосферных вулканов. Выяснить это им помогли деревья, вернее, годичные кольца на деревьях. Исследование сибирских ученых опубликовали в научном журнале Dendrochronologia.

Специалисты проанализировали годичные кольца деревьев из девяти разных районов Северного полушария. В некоторых из них рост деревьев сильнее реагировал на катаклизмы.

— Годичные кольца деревьев являются уникальным архивом, регистрирующим изменения о температуре воздуха и осадках. Во время извержений вулканов сульфаты и аэрозоли попадают в стратосферу, где могут оставаться до пяти лет. Длительное нахождение в стратосфере аэрозольной/пылевой завесы приводит к снижению солнечной радиации, температуры воздуха и даже блокированию глобальной атмосферной циркуляции, — говорит доктор биологических наук Ольга Чуракова.

Ученые выяснили, что в аномально холодные годы годичные кольца формировались очень узкими: всего один-два ряда клеток. Норма для субарктических регионов — до 13 рядов. Кандидат биологических наук Марина Фонти рассказала, что в высокогорных районах, таких как Алтай, после извержений стратосферных вулканов и последующего сильного похолодания у деревьев формировались «морозобойные» кольца.

Годичные кольца могут рассказать не только о прошлом, но и о будущем. С помощью полученных данных ученые планируют прогнозировать вулканическую активность.

Ранее мы рассказывали о других исследованиях сибирских ученых. Один из них нашел связь между изменениями климата и распространением шелкопряда.