Наука Красноярские ученые исследовали сверхпрочные алмазы космического происхождения и нашли им применение

Импактные алмазы не подходят для ювелирной отрасли, так как имеют мутный зеленоватый цвет

Ювелирной ценности импактные алмазы не представляют, так как из-за большого количества дефектов имеют мутный зеленоватый цвет

Международный коллектив ученых провёл масштабный эксперимент по изучению импактных алмазов Попигайского месторождения, расположенного на территории Якутии и Красноярского края. В состав группы ученых вошли и исследователи из СФУ.

Как рассказали в университете, импактные алмазы в отличие от обычных образовались в результате падения метеоритов, сразу же после соударения небесного тела и поверхности Земли. Температура и давление, произведённые этим ударом, значительно превышают показатели, необходимые для образования классических алмазов.

Из-за этого большинство ископаемых содержат высокую долю лонсдейлита — это особая модификация углерода, образованная за счёт воздействия больших давлений и температур в момент взрыва. До недавнего времени механические свойства лонсдейлита и его соединения с алмазом оставались загадкой и не изучались экспериментально. Однако теперь ученым удалось продвинуться в понимании природы этих объектов.

Используя ускоритель частиц, ученые изучили состав алмазов и выяснили, какие соединения с лонсдейлитом они могут образовывать. Некоторые из них были найдены в ходе эксперимента, некоторые оказались пока лишь теоретически возможными.

— Было обнаружено, что многие из них энергетически стабильны и могут образовываться в условиях воздействия высоких температур и давления, — отмечают ученые.

Также, по словам исследователей, механические характеристики импактных алмазов могут оказаться выше, чем у «классических». Это можно использовать в промышленности.

— Их применение позволит увеличить производительность в областях промышленности, связанной с механической обработкой или бурением. А вот ювелирной ценности эти камни не представляют, так как из-за большого количества дефектов имеют мутный зеленоватый цвет, — говорит младший научный сотрудник научно-исследовательской части СФУ Артём Куклин.

Помимо учёных Сибирского федерального университета в исследовании также приняли участие учёные из Новосибирска, Южной Кореи, Франции и Германии.

Чтобы не пропустить свежие новости о науке, подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте»