Количество яда в красноярских водоемах за последние два года выросло
Наноалмазы — это специфический материал, который получают, взрывая содержащие углерод взрывчатые вещества (например, тротил и гексоген), в замкнутой камере при недостатке кислорода. В основе наноалмазов — алмазное ядро, покрытое химически-активными примесями. И с их помощью ученые Института биофизики Красноярского научного центра СО РАН научились находить в воде фенолы — ядовитые вещества.
Наноалмазы, которые использовали в своих исследованиях красноярские биофизики, не простые. Они обладают высокой устойчивостью в разных средах, например, воде, маслах и растворителях. После добавления деионизированной воды к порошку таких алмазов образуется раствор, в котором наночастицы могут годами находиться и не оседать.
«Всё очень просто. Берём воду, проводим реакцию с катализатором-суспензией и, если там был фенол, получаем окрашенный продукт. Спектральным методом по количеству образовавшегося цветного продукта определяем концентрацию фенола в водном образце», — рассказал доктор биологических наук Владимир Бондарь.
Использовать наночастицы для тестирования можно неоднократно. По меньшей мере — 7 раз.
«В настоящее время биофизики работают над созданием индикаторной системы для определения фенола на твердом носителе, когда наночастицы закреплены на подложке. В практическом применении это очень удобно. Достаточно окунуть такую подложку (например, в виде палочки) в водный образец, сравнить цвет образовавшегося продукта с тестовой линейкой и понять уровень загрязнения воды фенолом», — рассказали в научном центре.
Для справки, фенолы — это очень опасные для человека вещества, количество которых за последние два года в красноярских водоемах увеличилось. Поэтому создание быстрого способа выявления этих опасных соединений является очень важной задачей.
Фото: НГС (1) ,предоставлено пресс-службой ФИЦ КНЦ СО РАН (2)
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)