Красноярский край имеет достаточно богатую историю, и, к счастью, сохранилось множество объектов, которые могут о ней рассказать. Например, церкви, в которых когда-то так нуждались местные жители. Множество старинных храмов до сих пор сохранились, правда, состояние их оставляет желать лучшего. Мы объездили несколько таких церквей и узнали об их истории.
Церковь Михаила Архангела, д. Козловка, нач. XX века
Эта церковь находится неподалеку от Ачинска, в небольшой деревне Козловка, правда, раньше она называлась более благозвучно — Великокняжеское. Храм начал приходить в упадок после переименования деревни.
От некогда красивого деревянного храма мало что осталось, если просто проезжать мимо, глаз даже не зацепится. У дороги стоят одни стены с фундаментом, а крыша валяется рядом в траве. Неудивительно, что обнаружили эту церковь буквально несколько лет назад.
Настоятель Свято-Троицкого храма в Емельяново и храма Параскевы Пятницы в Барабаново Алексей Язев, помимо службы, занимается проблемой сохранения старинных храмов. Он и предложил Институту архитектуры и дизайна СФУ привлечь студентов к работе над Михаило-Архангельской церковью.
Магистрант Анна Осипова создала проект реставрации. Как оказалось, неприметные развалины не так просты. Специалисты полагают, что церковь строил знаменитый красноярский архитектор Владимир Соколовский. По его проектам в Красноярске построены, к примеру, здание Общественного собрания (Дом офицеров), дом купца Гадалова, Торговый дом Либмана.
Когда именно возвели церковь, точно неизвестно. Ориентировочно: между 1906 и 1917 годами. Строилась она, судя по всему, по «образцовому», или, говоря современным языком, типовому, проекту: стремительное заселение местных населённых пунктов в начале XX века требовало быстрого строительства храмов. И часто строились они именно из дерева — максимально доступного материала в Сибири. Такими типовыми проектами и занимался Соколовский.
— Архитектура и декор характерны для построек Соколовского. Там кронштейны, наличники, которые сейчас уже утрачены. На старой фотографии видно оконные дверные наличники, очень характерные. Соколовский в принципе занимался постройками в крае. Конкретного чертежа с подписью, конечно, нет, — рассказывает Анна Осипова.
Пока говорить однозначно о личности проектировщика Михаило-Архангельской церкви нельзя, но и специалисты службы охраны памятников считают, что в деталях проявляется авторский почерк знаменитого красноярского архитектора.
Храм построили в начале XX века — не самый удачный период для церкви. Наступил новый режим, а с ним пришли красноармейцы: двери и окна заколотили, а потом и отряды Щетинкина пожаловали. Последнее стало ударом для всего прихода: большие иконы, которые местные не успели спасти, сожгли у дверей храма. Окончательно церковь утратила свою функцию после 1938 года. Тогда арестовали последнего священника церкви — Михаила Сорокоумовского. Дом его до сих пор стоит рядом с тем, что осталось от церкви, сейчас в нём местный фельдшерский пункт.
При советской власти в церкви располагался склад с зерном, а затем клуб для местных жителей. Чтобы в нем проводились службы и таинства, никто из местных жителей, кажется, не помнит вовсе.
Церковь не огорожена, никак не защищена ни от людей, ни от стихий, ни от времени. Крыша и полы отсутствуют. На стенах с одной стороны выставлены современные выцветшие иконы, с другой — надписи в стиле «Киса и Ося были здесь». От былой красоты остались только старые фотографии, одна из них висит на входе как печальное напоминание о прошлом.
Пока что будущее церкви Михаила Архангела туманно. Только недавно на нее обратили внимание в службе по охране памятников культурного наследия. Буквально 8 октября 2020 года её включили в список объектов, «обладающих признаками объекта культурного наследия». Специалистам еще предстоит установить историко-культурную ценность.
Церковь Николаевская, д. Большой Кемчуг, 1848 год
— Только на окна не залазьте! — это первое, что мы услышали от местных жителей.
Как выяснилось, старинный храм уже успели облюбовать: большое брутальное здание привлекает любителей подобной эстетики. А те же злосчастные надписи на стенах можно увидеть и на верхних ярусах церкви, то есть люди буквально карабкаются по развалинам.
История этого храма начинается в 30-х годах XIX века, когда жители нескольких деревень обратились к епископу с просьбой построить церковь. В 1838-м специальная комиссия разрешила строительство и заодно организацию нового прихода. План и фасад храма составил архитектор Пётр Алексеевич Шаров, который работал над проектом Троицкого собора в Красноярске.
Строительство каменного храма заняло 10 лет и закончилось в 1848 году. Первые серьезные разрушения настигли здание уже через 20 лет, правда, в отличие от наших дней, это решалось ремонтом, а в 1883 году и вовсе разобрали колокольню, снова её собрали позже.
Хуже всего храму пришлось, разумеется, во времена борьбы с «опиумом для народа». В 30-х церковь окончательно разворовали и забросили. Как несложно догадаться, там также организовали склад. Так Николаевская церковь пришла в полное запустение. При этом здание еще при СССР, в 1989 году, попало под охрану государства. На благополучие здания статус памятника, кажется, никак не повлиял. До недавнего времени храм интересовал разве что коров, которые его основательно облюбовали.
Шанс на новую жизнь храм получил в 2016 году: его снова освятили. По такому случаю коров и овец выгнали, очистили здание. До этого, по воспоминаниям местных, последний раз молитва проводилась в 1969 году, на Троицу. По случаю возрождения церкви местные жители и заинтересованные энтузиасты повесили новый колокол, сделали скромные, но всё-таки росписи, поставили забор и двери.
В прошлом году даже установили новые навершия с куполами. Правда, метод эксцентричный спонсор выбрал довольно спорный.
— Весной прошлого года ко мне пришёл человек. Сначала показалось, человек немного восторженный: «У меня есть 300 тысяч — я отреставрирую храм». Я ему говорю, что этих денег хватит только на разработку проектной документации. В итоге выяснилось, что я адский мракобес. Кончилось всё тем, что он уничтожил часть объекта: срезал купола настоящие, основания крестов и влепил туда пластиковые новодельные главки, — рассказывает Алексей Язев.
Кстати, местные жители трепета насчет варварски срезанных куполов не разделяют. По их мнению, это хорошо, что новые поставили: они смотрятся красивее старых и ржавых.
— Фотографии были красивые, когда их поставили, был солнечный день, и солнце как раз зашло, и над крестом такой «нимб» образовался.
— Купола сейчас — прямо душа радуется у людей, — рассказывают жители Большого Кемчуга.
Старые оригинальные навершия вместе с куполами валяются тут же у храма. Рядом — крест и две старые могилки местных священнослужителей. Разобрать, кто там похоронен, решительно невозможно: настолько стерлись надписи на плитах. Сейчас у церкви нет постоянного настоятеля.
По возможности жители Большого Кемчуга стараются спасти храм, но многого они сделать не могут. И не только из финансовых соображений, но и из-за бюрократических проволочек. Заниматься реставрацией памятников должны специалисты, что, конечно, разумно, но, когда у них дойдут руки до каждого конкретного объекта, — другой вопрос.
— Это памятник, он принадлежит не епархии, а Министерству культуры. А исторические памятники не должны разрушаться, — сетует местная жительница.
Церковь Параскевы Пятницы, с. Барабаново, 1856 год
Живописный храм второй половины XIX века находится в селе Барабаново практически на берегу Енисея. Построили его в 1856 году по прошению жителей близлежащих деревень. Это одна из старейших деревянных церквей в Красноярском крае, а может быть, даже в Сибири. А еще, по рассказам местных, тут молился сам Колчак, хотя где в Сибири он по таким рассказам не молился.
В XIX веке в европейской части России при строительстве храмов в качестве материала чаще выбирали камень. Деревянные церкви — характерная особенность сибирского зодчества того периода: дерева много, люди умеют с ним работать, топить такое здание в долгие суровые зимы проще. Есть и два минуса: дерево хуже сохраняется и легче горит. Однако барабановский храм доказывает, что строители не прогадали.
Над проектом работал малоизвестный архитектор Яков Михайлович Набалов. И хотя, как и в случае с церковью в Козловке, барабановская строилась по типовому проекту, автор внес в него некоторые изменения. До барабановской церкви он инспектировал обрушение церквей в Красноярске и Томске. И, кажется, этот опыт работы пошел на пользу: в сравнении со своими даже более юными собратьями храм Параскевы Пятницы относительно хорошо сохранился.
И нельзя сказать, что церкви этой повезло больше других. Тот же климат, те же пожары, разграбления, заброшенность, запустение, разложение и склад с зерном. В качестве церкви здание не использовалось много лет, начиная с 40-х годов XX века. При этом сохранились и оригинальные кованые элементы (например, решетки на окнах), и родные купола, только один лежит рядом на земле.
Интересная особенность этого храма — оригинальные масляные росписи на стенах и потолке. Лики святых пережили пожары, разграбления, сырость. По мнению местного служителя Владимира Селезнева, это не что иное, как божественное вмешательство.
Уцелевшие старинные росписи соседствуют с новым иконостасом (старый, как обычно, разворовали). Эту потерю восполняют новыми иконами, на чудесное возвращение оригинальных остается только надеяться. Правда, на одной из стен висит необычный крест. По мнению Владимира Селезнева, ему около 200 лет, если не больше, а привезли его в эти края переселенцы с Украины.
Под крышей храма поселилось множество голубей. Они летают вокруг храма и гуляют внутри, как следствие, полы покрыты следами их жизнедеятельности. Выгнать их насовсем возможности пока нет, убираться в пустом храме каждые полчаса — тоже, так что с пернатыми приходится сосуществовать.
По субботам здесь проходят полноценные службы. Церковь открыта для посетителей. За свечки, открытки с изображением храма, книги и буклеты, что примечательно, денег не берут. В углу — ящик для пожертвований, но никого ни напрямую, ни косвенно не принуждают к его пополнению.
К счастью для самой церкви, она находится относительно недалеко от Красноярска и достаточно популярна не только из-за своих эстетических качеств. Сюда приезжают верующие со всей страны и из-за рубежа. Просят здоровья, семьи и детей — всему этому покровительствует святая, которой посвящен храм. Служители церкви, впрочем, подчеркивают, что нет резона ездить далеко в определенные храмы: молиться можно и даже нужно в своих.
На этом мы заканчиваем первую часть нашего большого материала о старинных церквях Красноярского края. Продолжение будет опубликовано уже на следующей неделе.