Он и она истории «Говорили, он вор и отсталый»: как педагог взяла в семью глухонемого мальчика и что из этого вышло

«Говорили, он вор и отсталый»: как педагог взяла в семью глухонемого мальчика и что из этого вышло

Приёмная мама отстояла право сына на нормальное образование и счастливую жизнь

Когда Наталья впервые увидела Лёшу, она заметила, как он сильно похож на зятя, и без шуток предположила, что он его сын. Версия не подтвердилась, но Лёша всё равно оказался в семье

Мы рассказывали об этой семье в прошлом году. Но тогда ещё не знали, какой трудный путь прошли Лёша и его мама. Как ребёнок остался без родителей? Почему жестокие взрослые называли его вором и умственно отсталым? Как женщине пришлось доказывать право сына учиться в обычной школе и нормально жить — в материале далее.

10 лет назад Наталья увидела в детском лагере глухонемого мальчика. 5-летний малыш-сирота тянулся к ней, а она тянулась к нему. Однажды Наталья заметила, как во время дождя ребёнок отдал свои сапоги другу, а со вторым разделил свой дождевик. Тогда Наталья поняла, что этот рыжий парень — её сын.

— Поверьте, я никогда и не думала стать приёмной матерью. У меня взрослая дочь, которая сама уже замужем, сейчас подрастает внук. Но с Лёшкой всё изменилось.

После летнего лагеря я постоянно думала о нём. В сентябре решила его навестить. Он жил в детском интернате в Берёзовке. Узнав о том, что я пришла именно к этому мальчику, на меня смотрели с недоумением:

«Вы точно к тому ребёнку пришли? Он же вор! И вообще, он ведёт себя просто отвратительно», — и это я вам ещё мягкими словами пересказываю. Я была в шоке. Всегда говорю, что дети изначально — чистый лист. И то, какими они становятся, зависит от нас — тех, кто рядом. А тут про 5-летнего малыша уже говорят такое.

«А что ворует-то?..».

Оказалось, что у него нашли поролоновые шарики, с которыми дети играли. А ещё иногда он доставал конфеты из кабинок домашних детей… Уже тогда я решила, что возьму Лёшку в патронажную семью. Стала забирать его домой на выходные и праздники. И так мы с ним общались в течение года…

Как маленький Лёша попал в интернат


Лёша родился в Ирбейском районе в многодетной и неблагополучной семье. Отец бил старшего ребёнка и быстро оказался в тюрьме. Старших детей у матери забрали и отправили в детский дом. С 3-летним Лёшкой и его годовалым братом Сёмой на руках мать уезжает в деревню. Там она про детей забывает, продолжает гулять и пить. И вскоре из органов опеки приехали и за малышами.

«Земляной пол. Постельного белья нет. Еды нет. На полу стеклянные осколки. Дети все в порезах от стекла», — было написано в деле. Детей забирают и отдают в Сосновоборский дом малютки. Потом узнают, что Лёша глухой, и братьев разлучают. Так Лёша оказался в Березовском интернате, а Сёма остался в Сосновоборске.

Слух Лёшка потерял, когда ему было 2 года 8 месяцев.

Мать оставляла их одних без еды. Младший брат кричал. Лёша брал на руки плачущего брата и «кормил», всовывая палец ему в рот. Эти воспоминания, как выяснилось уже в семье, у Лёши сохранились… Но узнали об этом уже позже.

Психолог предположения мамы подтвердила — дети действительно могут вспоминать какие-то яркие моменты из своего прошлого. Тогда же Наталья поняла, откуда у Лёши эта искренняя любовь к малышам.

Наталье позже даже удалось найти семью, в которую взяли брата-Сёму. Встречу детям пока не устраивали, но сами родители постоянно находятся на связи.

— Они обязательно встретятся, просто пока ещё нужно время. Юля (приёмная мама Сёмы) часто отправляет мне фотографии, я ей. Вместе мы удивляемся как же сильно два брата друг на друга похожи.

Лёша с мамой Натальей и племянником Сёмой в зоопарке

«Комиссия хотела доказать, что он умственно отсталый»


— Через год после того, как Лёшка начал оставаться у меня на выходных, мне позвонила психиатр. Спросила, как у нас дела. Она же сообщила, что на ближайшей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Лёшу могут признать умственно отсталым.

«Не думала опеку оформить?» — спросила меня врач. А я была уверена, что мне никто не даст это сделать. Я одинокая, возрастная — 45 лет, у меня 1-комнатная квартира, к тому уже тогда было две операции на сердце.

Узнав о комиссии, мы начали срочно решать вопрос с опекой. Подключили всех. Я прошла школу приёмных родителей, получила удостоверение опекуна. И на комиссии уже могла представлять интересы ребёнка.

Оформив опекунство над мальчиком, Наталья выиграла в комиссии первый «бой».

— Лёше хотели поставить так называемый «8-й вид» развития. Специалисты говорят, что у таких детей умственная отсталость и необратимые отставания в развитии. По словам Натальи, на таких детях практически ставят крест. После коррекционной школы им просто выдают справку. Они не смогут поступить ни в училище, ни в колледж. Наталья не согласилась с комиссией и добилась, чтобы Лёше дали шанс.

«Вместо того чтобы учить, боролись с поведением»


Первым местом обучения для Лёши стала коррекционная школа для глухих. Первые два года учиться у Лёши получалось неплохо. Но потом, когда вновь сменился педагог, начали сыпаться постоянные замечания о поведении.

— Я не могу понять. Мы с 5 лет вместе. По лагерям вместе, тхэквондо занимаемся. На других занятиях всё хорошо — в школе жалобы. Говорят, что он безобразно себя ведёт. В дневниках всё красным-красно. По оценкам скатился. Толком в школе объяснить ничего не могли.

Звонок из школы: «Все идут в цирк, а Лёша не идёт. Он ведёт себя неадекватно и психически неуравновешенно». Я приезжаю, забираю Лёшку. Он плачет и говорит: «Мама, я лох». Я тоже в слёзы. Дома уже дочь нас приободрила. Переводи, говорит: «Лёша, ты вырастешь, сам будешь работать в цирке! А на тебя все ребята будут смотреть, и все будут тебе хлопать». Лёшка тогда как раз начинал заниматься в мим-театре. Успокоился.

Учимся дальше. В школе слышу: «Мальчик не справляется с учёбой, его нужно переводить на 8-й вид». Я решилась и пришла в министерство образования. Попросила, чтобы медкомиссию провели без представителей школы глухих.

Независимая комиссия 2 часа решала судьбу ребёнка. Лёше дали сурдопереводчика.

— Встаёт женщина и ему что-то говорит, Лёша с ней спорит: она ему — он ей. В итоге она поворачивается и говорит:

«Коллеги, однозначно никакой умственной отсталости у мальчика нет. У него неординарное логическое мышление». В заключении эксперт пишет, что мальчик может учиться в любой общеобразовательной школе с учётом особенностей — у него только зрительное восприятие мира.

Конечно, я решила сына забрать и из этой школы, и из среды глухих. Перед уходом всё-таки подошла к директору и сказала: «Лёша был единственным ребёнком с такой непростой судьбой, почему у вас не получилось с ним справиться?». В ответ услышала: «Ну вы же сами понимаете, какая у него генетика?». И мне всё стало ясно. Почему же по такой логике и у благополучных семей дети, бывает, становятся преступниками...

Новая школа, новая жизнь: «Давайте попробуем»


Вместе с одноклассниками на Универсиаде Лёшка представлял Ирландию. В Деревне универсиады встречались с иностранными спортсменами

Когда Лёшу забрали из школы для глухих, он попал в лицей № 3. Директор инициативу мамы учить ребёнка в обычной школе поддержала, встретив спокойно со словами: «Давайте попробуем». Чтобы быть всегда рядом, мама Наталья устроилась работать в школу.

— Раньше я в школе никогда не работала, только в колледже со студентами. А тут поднимаюсь к малышам. Звонит звонок, открываются двери, и армия детей выбегает на перемену.

— Девчонки, у вас руки не устанут замечания писать? — говорю в ответ учительницам.

— За что?

— За то, что бегают и кричат..

— Так они же дети. Что они ещё должны делать?

И тут я понимаю, какой разный подход. А в школе глухих за то, что «Лёша бегает и кричит» учитель писала замечания в дневнике.

В лицее Лёшке учиться нравится. Наталья рассказывает, что учителя нашли к нему подход и даже придумывают для него специальные задания. Например, все пишут диктант — а ему карточки с пропущенными буквами.

На литературе учительница просит Лёшку читать. Так, как может.

— Конечно, сначала это были просто звуки. Но постепенно Лёша действительно начал лучше произносить слова. И это ребёнок, который совсем не слышит! Все дети учат стихи, и Лёшке дают пару строчек. И мы учим тоже.

По картинкам, фильмам, мультфильмам Лёша изучает и другие предметы, выходит к доске решать примеры по математике, по контурным картам учит географию. А английский Лёша учит по комиксам.

— Когда получает тройки, мы не расстраиваемся. Бог с ними, с оценками. Главное, что он учится и уже абсолютно на другом уровне. По основной школьной программе. В этом году физика начнётся — очень ждём. Там же опыты, это Лёшка любит. А сейчас он очень любит физкультуру и труды. И я уже вижу, что он адаптировался к новой слышащей среде и ему в ней комфортно.

На уроки меня теперь зовут редко. Только когда не получается что-то сразу объяснить. Во время контрольных я рядом, но не подсказываю. Всё делает сам.

— А как Лёшу понимают учителя, ребята? Вообще у Лёши есть друзья?

— Конечно, есть. И многие искренне удивляются, когда узнают, что Лёша не слышит. Он научился понимать людей: по мимике, по эмоциям, по жестам. Учились мы и по губам читать. Там целая система: приходилось губы красной помадой красить. (Улыбается.)

Проблем с общением нет никаких. Лёха очень быстро находит контакт с людьми. Вот мы недавно ездили на море, так он с ребятами и в поезде познакомился, и в шахматы с ними играл. Своё имя он уже четко говорит. Скажи же, Лёша?

(В этот момент раздаётся голос. Лёша говорит мне внятно: «Наташа, привет». Понимая, что со мной здоровается ребёнок, который совсем ничего не слышит, я еле сдерживаю слёзы.)

Жизнь в семье

— Из интерната Лёшу пытались взять в семью дважды. Сначала его забрала воспитательница, но из-за проблем женщины со здоровьем его вернули. Потом его забрал дедушка-сторож, но пожилым людям оформить опеку не разрешили. Его вернули снова. А через несколько лет Лёшку увидела я.

Дома первое время привычки интерната не отпускали.

— Один раз Лёша разбил какую-то тарелку. Ребёнок просто куда-то потерялся. Потом слышу, а он унитаз драит. И говорит, мол, я разбил — я всё исправлю. Я смотрела на это и плакала первые дни. Потом говорила, что нет ничего страшного в разбитой тарелке, хотя, конечно, вещи нужно стараться беречь.

По словам Натальи, ситуаций было много. Когда Лёшка в первый раз пришёл в супермаркет, пока мама отвлеклась, он начал есть конфеты с полок. Женщина всё оплатила, а сыну спокойно объяснила, почему так делать не надо. Да и дома всегда конфет уже было много.

— А ещё хорошо помню первый день. Набрала ванну с пеной, с игрушками всякими. А ребёнок в воду ни в какую. Тогда я узнала, что он панически боится воды.

Поехали в санаторий на море. Он в воду ни ногой. Помогли дельфины. (Улыбается.) Правда, мы после выступления решили остаться и взять купание с дельфинами. Смотрю, один ему нос под ногу — Лёшка потихоньку сползает в воду. И в этот момент второй дельфин его подхватывает. Так и катались. После этого Лёшка в море бежал просто и воды уже не боялся. А вернувшись с моря, записались на плавание.

Дома мы часто с ним вместе готовим. И сейчас он сам жарит картошку, блины, крутит суши и может сварить себе суп. Лёша — настоящий мужчина, правда. Он ещё лет в 7 нашёл у зятя отвёртку и всё у меня подвернул. (Улыбается.)

Дома у Лёши, конечно, своя кровать. В интернате, мне кажется, он был более организованный. (Улыбается.) А сейчас, как и мы все, иногда вещи раскидывает. Но по пятницам у нас всегда уборка. Посуду он моет, вместе убираемся в доме. Всё умеет уже.

Мы, конечно, как и все родители с детьми, бывает, и ругаемся. Но Лёшка — это мой ребёнок. И у нас антеннки друг на друга настроены. Я его понимаю, и он тоже меня чувствует.

Едем в автобусе, и он говорит: «Ты моя мама. Ты просто уходила, а я тебя так долго ждал». Он придумал себе эту историю. И я не буду его сейчас переубеждать. Когда он вырастет, мы найдём способ, как всё объяснить.

Лёша с мамой часто путешествует. Недавно они вернулись из Абхазии и Сочи. Сейчас Лёше 13 лет

— А с деньгами государство помогает?

— Да, опекунские деньги — около 10 тысяч рублей. Плюс льготы ведь есть — 50% на коммуналку. И проезд у нас социальный.

Конечно, когда я работала в детском доме Совмэна, у меня зарплата была достойной — и нам хватало на всё. А потом, когда Лёшка учиться начал, мне надо было быть ближе. Я сначала в школе работала организатором за 15 тысяч, потом в колледже — там 12 платили. Вот тогда было туго. Но ничего справились.

У него ещё выплаты есть, которые обычно сиротам после 18 лет выдают. Но нам пошли навстречу и разрешили пользоваться деньгами по мере необходимости. Конечно, за каждую копейку нужно отчитаться — по-другому никак.

В этом году мы 4 раза одежду меняли (улыбается): на 1 сентября у Лёхи размер обуви был 38, а рост 150. А заканчивали учебный год мы с размером ноги 42 и ростом 168.

— Каким вы видите будущее Лёши?

— А вы знаете, его же уже пригласили в Театр глухого актёра в Москве, если, конечно, у него интерес не пропадёт. Как дело было… В прошлом году к нам этот театр приезжал на гастроли. А мы вообще стараемся часто ходить с Лёшей на спектакли. Тем более он сам занимается в мим-театре «За двумя зайцами».

После спектакля зашли за кулисы. Мне так и сказали: «Мы вашего мальчика сразу заметили. Пусть приезжает к нам в Москву».

А вообще мы не загадываем. Ходили на ярмарку профессий. Смотрю, Лёша уже стоит с поварами суши крутит. Мне говорят, что у него хорошо получается. Потом раз — он уже где-то сидит что-то паяет. Спрашиваю: «Получается?». Мне в ответ: «Соображает».

Одно знаю точно, свои 10 тысяч инвалидских он будет получать. При храме он всегда сможет быть. Он любит на уборочной машине убираться, подметает он всегда очень радостно. (Улыбается.) Может быть артистом, может быть мим-актёром. Вы поймите, он — необыкновенный человек. Но сейчас о том, кем он станет, мы не задумываемся.

Конечно, в будущем я ему обязательно расскажу о маме. Если захочет, мы попробуем её найти. Дети же забывают всё плохое, и, думаю, для него это тоже будет важно. А я буду рядом.

Наталия Ермакова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства