Недвижимость Застройка Николаевки и КРТ «Против, конечно! А зачем мы дом строили?»: изучаем частные сектора Красноярска, которые будут сносить после Николаевки

«Против, конечно! А зачем мы дом строили?»: изучаем частные сектора Красноярска, которые будут сносить после Николаевки

На карте города многие СНТ и коттеджные поселки обозначены как зона будущей застройки — мы пообщались с их жителями

Под снос по закону о КРТ подписывают далеко не только ветхие избушки

История со сносом частных домов по закону о КРТ (комплексной застройки территории), особенно в Николаевке, взволновала многих наших читателей. Поэтому мы решили пристально рассмотреть градостроительные документы и понять, какие еще зоны в городе отведены под КРТ. Журналистка NGS24.RU Мария Антюшева прошлась по частным секторам и спросила жителей, что они думают о новом механизме застройки.

Все зоны КРТ на карте

Все территории, отведенные под КРТ, обозначены на карте градостроительного зонирования Красноярска, утвержденной в феврале 2023 года. Некоторые зоны КРТ уже расторгованы между застройщиками, но большинство еще ждет своего часа.

Карта градостроительного зонирования Красноярска

Когда начнут застраивать тот или иной частный сектор — на этот вопрос в мэрии ответить не могут. Как нам пояснили — нет никакой официально прописанной очередности или сроков. По большому счету, всё зависит от появления инвестора, который будет заинтересован в территории.

ТСН «Победа»

Среди прочих, цветом КРТ на карте закрашено товарищество собственников недвижимости «Победа». С одной стороны с ним граничит проспект Свободный, с другой — Николаевское кладбище, с третьей — СФУ. Эта поистине гигантская территория занимает примерно 70–80 гектаров земли. Для сравнения, это раза в три больше, чем площадь микрорайона Белые Росы.

Зона КРТ окрашена на карте как бордовая в клеточку

Разговоры о будущем сносе ТСН идут давно. Например, в 2014 и 2015 годах городские власти сообщали, что на месте этого массива когда-нибудь появятся новые корпуса СФУ, но о сроках говорили очень туманно.

На генплане 2015 года территория «Победы» была закрашена как зона специализированной общественной застройки, то есть жилые высотки тогда не планировались. Но теперь это зона КРТ, предназначенная для жилой и общественно-деловой застройки.

ТСН «Победа»

Когда-то участки тут давали ветеранам, отсюда и название «Победа». Сейчас в ТСН порядка 500 участков. Есть и дачи, и множество жилых домов. Много очень добротных коттеджей.

ТСН «Победа»

Встреченные на улицах поселка жители в основном уже знают о КРТ и постепенно начинают волноваться на этот счет. Пример Николаевки, которую сейчас пытаются расселить по новому закону, никого не вдохновляет.

— Я к этому отношусь очень плохо. Зачем строить высотные дома там, где люди уже обжились? Вот у меня дом, участок, 6 соток в собственности, я тут живу. Придут сносить меня, дадут мне где-нибудь миллион. Что я на этот миллион могу взять? Шалаш построить? Вон Николаевка сейчас судится, и что? Вы думаете они высудят что-нибудь? Наши руководители должны подходить как-то более-менее разумно к этому. А не так, что взял кусок земли, отдал застройщику, получил за него деньги, положил в карманчик себе и поехал на Канары отдыхать, — говорит 83-летний Алексей Фадеевич Афанасьев.

ТСН «Победа»

— Я против сноса. Вот оно мне вообще не нужно, потому что я в городе не хочу жить. Мне здесь удобно, — говорит 20-летний Николай.

— Мы против, конечно! А зачем мы дом строили? Мы хотим, чтобы здесь всё осталось. Здесь чистый воздух, природа, птички поют. У нас уже адрес, прописка есть. Мы привыкли, что и огород свой, и условия. А зачем нам в клетушке жить? В клетушке живешь — руку протянул, до соседа дотянулся. Дома вплотную стоят. Ни парковки, ничего, — говорит семья, живущая в ТСН.

ТСН «Победа»

Некоторые жители и дачники к вероятности сноса относятся очень скептически.

— 37 лет назад мы жили в Зеленой роще и захотели купить хотя бы кусочек своей земли, кое-как скопили деньги, в долги залезли. И тогда уже нам говорили: «Не покупайте, здесь будут сносить». И 37 лет мы здесь уже, а нас всё «сносят» до сих пор. Ну вы посмотрите, какие тут дома построены, коттеджи, неужели это будут сносить? — не верит Валентина Тимофеевна.

ТСН «Победа»

— Я сад приобретала 30 лет назад, уже шли разговоры, что снесут. До сих пор, слава богу, держимся. Я подозреваю, что когда-то снесут, но не в ближайшем будущем. Мы очень этого не хотим, — делится Наталья Павловна.

ТСН «Победа»

Всех встреченных я спрашивала — обсуждают ли они тему КРТ на собраниях ТСН? Пытаются ли придумать какой-то план, как сохранить поселок? Обращаются ли в администрацию? Ответ интересный — обсуждать обсуждают, но никакого плана нет и не предвидится. Наиболее емко это сформулировал Алексей Фадеевич.

— Да это бесполезно куда-то обращаться. Вы понимаете, у нас все кругом, ну как вам сказать, повязаны, — разводит руками пожилой человек.

ТСН «Победа»

Про дальнейшую судьбу поселка я спросила также у председателя правления ТСН. Он лишь посетовал: чтобы решать какие-то глобальные вопросы, нужно объединяться всем вместе. А большинство членов «Победы» даже на общее собрание прийти не могут.

— Вы о чем? Сложно жителей собрать даже с одной улицы, не то что со всего поселка. Сложно уговорить даже траву возле своего участка скосить. Всем некогда. Они думают: лишь бы не ходить никуда, лишь бы не я, лишь бы кто-то другой, — сожалеет председатель Гоги Ахалаия.

У товарищества «Победа» есть группа в VK, а в ней пост про снос Николаевки со словами «Следим, изучаем, готовимся».

Поселок ГЭС

Поселок ГЭС

Этот частный сектор находится в глубине Октябрьского района, за Ботаническим микрорайоном, рядом со станцией «Бугач». Площадь его примерно 25–30 гектаров. Свое название он получил из-за первых строителей ГЭС.

Поселок ГЭС со спутника и на градостроительной карте

Местные жители верят в снос еще меньше, чем в «Победе».

— Мой дед как участник войны получил участок в 1953 году. И ему сразу сказали, что этот поселок пойдет под снос. Дед умер в 2001 году, моей маме уже 63 года, и мне уже 40. И нас всё якобы под снос, а мы всё живем. Я в это не верю. Я думаю, нас обойдут заборами и пойдут дальше. Рядом вон целая Плодово-ягодная станция есть под застройку, — говорит одна из жительниц.

Поселок ГЭС

— Я тут с 89-го года живу. Мы дом под снос покупали. Думали, нас снесут и дадут квартиру. Вот тут должна была дорога какая-то пройти. Все уже давно перестали ждать. Вот же рядом антенное поле есть под застройку, свободное, никого расселять не надо. До нас очередь не дойдет. Если бы было кому-то выгодно по деньгам, давно бы снесли уже, — рассуждает Борис Николаевич.

Поселок ГЭС

— Еще лет 20 точно наш поселок ГЭС трогать никто не будет. А там видно будет. Но если будут сносить, то тут процентов 90 не согласятся. Потому что когда сносят, то хотят ущемить: по соткам, по земле, по дому. Если бы мне предложили трехкомнатную квартиру, я бы не отказался, потому что у меня трое детей. Но никто же не даст столько, — говорит Махир Ахмедович.

Поселок ГЭС

— Мы тысячу лет слышим про снос, это всё по ушам ездят, — вместе рассказывают три пенсионерки, — да нам и не надо. Вот у человека, допустим, 4 или 6 соток, хороший дом. Зачем ему в город? Я, наоборот, переехала из городской квартиры сюда, мне здесь удобнее. Я в любой момент вышла, воздухом подышала, в огороде поработала. Да им [застройщикам] невыгодно это будет — тут много народу живет, это сколько же квартир давать придется? — отмахиваются пожилые женщины.

Поселок ГЭС

Интересное наблюдение: люди уверены, что в случае сноса им должны будут дать квартиры. Но история с Николаевкой хорошо показала, что это ошибка. Там тоже многие думали, что при расселении под снос им положены квартиры. Но на встречах николаевцев с городскими властями чиновники популярно объяснили, что выселенцам из частных домов по закону о КРТ светят только денежные компенсации. При этом застройщик предлагает совсем маленькие суммы. А отказаться от выкупа жертвы КРТ не имеют права — в этом вся суть закона о комплексном развитии территории. Если участок или дом попал в эту зону, то с недвижимостью придется попрощаться, устраивает размер компенсации или нет.

Но на чужих примерах мало кто учится. На мой вопрос про отношение к проблемам николаевцев пенсионерки из поселка ГЭС говорят довольно беззаботно:

— Да Котюков уже сказал, что им нормально дадут!

Поселок ГЭС

Для справки: губернатор Михаил Котюков такого не говорил. Просто он во время предвыборной гонки позировал на камеру с главой города Владиславом Логиновым и упомянул Николаевку, мол, не должно быть примеров, когда человеку дают миллион и отправляют решать свои жилищные проблемы самостоятельно. С этими словами Котюков поручил Логинову «оказать жителям поддержку». Как поделились потом с нами николаевцы — поддержки они не ощутили.

СНТ «Комбайностроитель-1»

Это совсем небольшое СНТ в районе улиц Садовой и Лесопарковой. Но в основном тут не дачи, а жилые коттеджи. Я включила это СНТ в статью, как невероятно редкий для Красноярска пример: собственникам удалось исключить свои участки из программы КРТ.

СНТ «Комбайностроитель-1»

На Лесопарковой холдинг «Красстрой» возводит крупный жилой комплекс «Серебряный». Вокруг раскинулось множество СНТ. В какой-то момент большую их часть подписали под КРТ, включая и «Комбайностроитель-1».

В СНТ «Комбайностроитель-1» больше жилья, чем дач

В 2022 году мэрия объявила общественные слушания по поводу новых правил застройки и землепользования. На слушаниях администрация представила проект градостроительной карты. И в этом проекте «Комбайностроитель-1» входил в огромную зону КРТ. Но десятки членов этого СНТ поучаствовали в слушаниях и попросили исключить их из этой зоны. Когда в феврале 2023 года карту утвердили, то пожелание членов «Комбайностроитель-1» было учтено.

Слева карта до слушаний, справа — итоговый вариант. Желтое поле — частный сектор, бордовое в клеточку — КРТ

Когда я пришла в СНТ и стала общаться с жителями, то оказалось, что участие в слушаниях — это верхушка айсберга. Для исключения из зоны КРТ пришлось потрудиться.

— Мы везде ходили, жаловались везде. И к нам сюда из администрации приходили, и депутатов мы сюда приглашали. Показывали, как мы тут живем. Вон посмотрите, дома какие. Вон дворец целый. Люди построили, у них постоянная прописка, и вдруг теперь это всё в зону сноса попадает? Ну это же смешно, — говорит Нина Александровна.

Многие дома совсем новые и недешевые

Подробнее о сложной борьбе против КРТ рассказала жительница-активистка «Комбайностроителя-1» Светлана Николаевна. По ее словам, жители СНТ разделили обязанности: кто-то общался с представителями власти, кто-то работал с юристами, кто-то мониторил сайт мэрии и муниципальную газету, чтобы не пропустить публичные слушания. Но и это еще не всё.

Есть и простенькие домики, но их хозяева тоже не хотели с ними расставаться

— Если просто прийти и сказать, мол, мы не хотим КРТ, то это не поможет. Надо доказать, что зона КРТ на вашем участке как-то нарушает ваши права собственника. Например, у вас есть участок под ИЖС или под садоводство и он попал в зону КРТ. Вы обращаетесь в Росреестр, чтобы произвести с участком какое-то действие. Например, вы договорились с соседом передвинуть границу между вашими участками на метр или решили разделить свой участок на два. И вы просите в Росреестре зарегистрировать, например, межевой план с перераспределением границ. В Росреестре вам отказывают, потому что ваш участок ИЖС или садовый, а это противоречит зоне КРТ, она же СОДЖ-2–1, смешанная общественно-деловая и жилая застройка. Вы берете официальный отказ Росреестра, идете с ним в администрацию и говорите, что зона КРТ мешает вам перемежевать свой участок, то есть ущемляет ваше право собственности. Требуете отменить зону КРТ для вашего участка. Если в администрации вас не слышат, то вы идете в суд и оспариваете отказ, указав соответчиками администрацию города и управление архитектуры. Если суд встает на вашу сторону, то он обязывает отменить зону КРТ для вашего конкретного участка и установить такую зону, которая не ущемляет ваши права. Такая судебная практика в стране есть, — объясняет Светлана Николаевна.

Описанный ею путь, конечно, долгий и сложный, ну а кто сказал, что спастись от КРТ будет легко?

Будут ли изменения в законе о КРТ?

Существует федеральный закон о КРТ и краевой. Друг без друга они не работают. Недавно краевые депутаты признали, что механизм неидеален, и рекомендовали мэрии пока не заключать новых договоров с застройщиками о КРТ, чтобы дать парламентариям время доработать закон.

Как рассказал нам председатель комитета по строительству Заксобрания края Алексей Кулеш, 13 ноября пройдет заседание рабочей группы депутатов, где обсудят правки в закон о КРТ. В рабочую группу входят депутаты Алексей Кулеш, Егор Васильев, Евгений Гореленков, Виталий Дроздов, Захар Енджиевский, Илья Зайцев, Максим Маркерт, Андрей Новак, Александр Новиков, начальник экспертно-правового управления ЗС Светлана Мигаль и замминистра строительства края Максим Говорушкин.

Но гарантий, что правки внесут в закон, конечно, никто не дает.

Как узнать судьбу своего участка?

Чтобы узнать, в какую градостроительную зону входит лично ваш земельный участок, надо зайти на сайт мэрии по ссылке и найти на странице следующий блок:

Необходимо скачать файл «Приложения №№ 1–3 к Правилам.zip», распаковать архив и извлечь файл «1_Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск.jpg». Это карта в большом разрешении, на которой можно разглядеть все зоны города.

Следить за публичными слушаниями, которые объявляет мэрия, можно на этой странице.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства