Недвижимость Место для жизни обзор «Нет дорог и электричества, но за участки дерутся»: как живется на Кузнецовском плато (обзор)

«Нет дорог и электричества, но за участки дерутся»: как живется на Кузнецовском плато (обзор)

С высоты птичьего полета непросто провести границы населенных пунктов — дачи, коттеджи сливаются в одну массу

Рассказываем, как борются за бесплатные участки многодетные и те, кто отдал за сотку земли по 30–100 тысяч рублей

В этот раз для рубрики «Место для жизни» мы выбрали Кузнецовское плато. Поводов было несколько: во-первых, прокуратура края подала в суд на мэрию за то, что чиновники 25 лет выдают участки многодетным и инвалидам в местах, где нет света и дорог. Во-вторых, к нам в редакцию обратились жители сразу нескольких поселков — «Новокузнецово» и «Заповедный» на той же горе — и рассказали о своих перипетиях со строительством.

Перед поездкой мы изучали карту и оказалось, что понятие Кузнецовского плато у всех разное. Справочник 2ГИС показывает, что это участок в Кировском районе города между поселком Суворовский, улицей Монтажников, которая огибает несколько входящих сюда СНТ и приближается к Аральской в Черемушках. Яндекс.Карты к плато относит также участки под ИЖС с другой стороны улицы Монтажников. А жители окрестностей и продавцы земли Кузнецовским плато называют все участки до деревни Кузнецово в 3 километрах от города.

Так видит Кузнецовское плато справочник 2ГИС
То, что под Кузнецовским плато понимают местные жители и продавцы недвижимости и земли 
Глиняный карьер Цементного завода 

Первым делом мы направились на пятачок с ИЖС на пересечении Монтажников и Придорожной, возле глиняного карьера Цементного завода. На небольшом участке с 8 улицами стоят чуть больше 30 домов, большей части до завершения еще очень далеко.

Сюда наш собеседник с семьей перебрался с Машиностроителей 4 года назад 

По дороге на улице Станичной встречаем мужчину. 10 лет назад тут было чистое поле и многодетным здесь давали участки, подтверждает он:

— Все строятся практически, у кого участки даны. Процентов 50 многодетных, которым давали, продали в свое время. Сейчас электричество появляется, вода — скважина, отопление — котел. За моим есть участок, там кому-то выделили, видим. Но все в буграх, холмах. Женщина в прошлом году приехала с дочкой: «Так и так, я владелица участка, а кто нам должен ровнять их?». Вам тут никто ничего не должен — нанимайте технику и ровняйте. В той стороне даже столбов не было. Если человек купил, он понимает, что ему никто ничего не должен, — с улыбкой рассказывает собеседник.

Семья нашего собеседника перебралась в свой дом из квартиры на Машиностроителей: «Все колом стояло долго, живем 4-й год здесь. Почему выбрал это место? В один момент стукнуло в голову: нужен дом. Смотрите, тут спокойно пару машин поставить можно, никому не мешаем».

Два столба — старые от Цементного завода и новые от МРСК

Вопрос с электричеством начал решаться в начале текущего года, говорит наш собеседник и показывает на два столба, стоящие рядом. Первая линия протянута от Цементного завода: «В свое время скидывались, 6 рублей за киловатт. Понятно, что на генераторе сидеть еще дороже. А это уже новые столбы МРСК. Генератором можно только строить, но не жить. В среднем выходило 800–900 киловатт в месяц на электричество и подогрев воды в бойлере — умножайте». (Около 5,4 тысячи рублей. — НГС).

С экологией тут неплохо, говорят жители. Пыль от Цементного завода сюда не долетает. Однако периодами владельцам участков возле улицы Придорожной, ведущей на глиняный карьер, приходится ходить чуть ли не в респираторах: чтобы выровнять ямы для КАМАЗов, по грунтовке пускают грейдер. После машины поднимается пыль на метров 200–350 в округе. «Грейдером сорвут и тут кумар такой стоит. Неделя была дождей, все смыло с крыш, а до этого покрытие было не коричневое, а сжелта».

Еще одно неприятное соседство — снегоотвал, куда вместе с горами снега привозят и весь мусор с дорог Красноярска.

Земли ИЖС вблизи улицы Монтажников 

Многодетным нарезают наделы под строительство не только тут, но и вокруг СНТ, находящихся на границе Кировского и Ленинского районов.

Три года назад землю на Кузнецовском плато предложили и маме троих детей Надежде Левданской. Их она воспитывает одна, ютясь в служебном жилье.

— Я в течение года обращалась в департамент муниципального имущества и земельных отношений Красноярска. Мне сказали: «Поможем», — и предложили землю в самом конце Кузнецовского плато, где никакой инфраструктуры нет и автобус туда не ходит. Что с этим делать? Километр от Шинного кладбища. Да вы что, смеетесь? Я понимаю, что мы в возрасте, но не настолько, чтобы отправляться на кладбище. Участок на горе, где пожарная и скорая однозначно не проедут и все заросшее бурьяном, — вспоминает женщина.

Кузнецовское плато возле глиняного карьера 

В итоге участок на Кузнецовском плато Надежда не получила, хотя не отказывалась, — оказалось, что на 4 участка кто-то заявился раньше. В целом женщина подавала уже 136 раз документы на участки в черте Красноярска и пригородах. На земли в районе Удачного тоже неожиданно нашелся владелец и предложил ей выкупить за 2 миллиона. После был Емельяновский район. Надежда создала товарищество собственников жилья, куда вступили около 200 многодетных матерей, опекунов и родителей инвалидов.

— В бюджете нет денег вам на проведение дорог и света, говорят нам. Хорошо, мы сами все проведем через МРСК, сами сделаем дороги. Но и здесь не дают. «Вам не нравится», — говорили нам. Давайте мы сами создадим свое общество, и каждый по 10 метров сделает дорог. В итоге мы собрали документы на участок для ТСН в 8 километрах от поселка Емельяново, их приняли, но вмешалась прокуратура, началась проверка, — рассказывает женщина. Якобы жалобу написала одна из многодетных матерей.

Проехать дальше на легковом автомобиле мы не решились 
Около 60% домов в районе еще строятся 

Вопросы к выделению участков поступают постоянно. В 2017 году, например, на горсовете разбирали случай, когда многодетная семья получила участок в «Соснах» с реликтовыми деревьями, которые были в зоне рекреации, а продала его за 5 миллионов рублей.

В прошлом году в мэрии поясняли, что на 3,6 тысячи многодетных семей в городе нашлось только 400 бесплатных участков земли. Закон дает право на участки, свободные от застройки и «прав третьих лиц». Но таких очень мало, поэтому в 2016 году географию расширили. Теперь очередники могут претендовать на наделы в пригородах: Емельяновском, Березовском, Манском, Сухобузимском районах, а также Сосновоборске и Дивногорске.

Проект «Краснояркгражданпроекта», обведена застройка частного сектора 

Генплан Красноярска 1973 года, если верить порталу «Краскомпас», видел Кузнецовское плато местом перспективной застройки. В следующих версиях документа направление сохраняется. 570 га, опоясываемые улицей Монтажников в черте Красноярска, займут многоэтажки. Остается вопрос, как будут проводить воду и канализацию сюда. По данным газеты «Городские новости», перепад на участке составляет 30 метров, а значит, потребуются мощные насосы.

Территория южнее Монтажников и за границей города активно застраивается коттеджами. Проект межевания и планировки был разработан еще в 2012 году «Гражданпроектом». На 230 га планируется разместить 600 участков на 2,7 тысяч человек. Глиняный карьер, который так не нравится местным жителям, кстати, тоже рекультивируют.

Слева — дорога вдоль деревни Кузнецово. Внизу фото — «Новокузнецово», а через дорогу — «Заповедный»

До деревни Кузнецово и далее в Зыково по трассе лежат садовые и дачные общества.

Остальная дачная и жилая застройка тянется вдоль трассы, которая ведет мимо аэродрома в деревни Кузнецово и Зыково. Судя по сайту епархии, первые поселенцы здесь появились в XVIII веке. Тогда Кузнецово насчитывало 12 дворов с 47 жителями. Сегодня историю подчеркивает очень узкая дорога вдоль деревни. Поэтому новоселы отдают предпочтение котеджным поселкам, раскинувшимся неподалеку, — «Новокузнецово» и «Заповедному».

Несмотря на наличие указателя о завершении деревни, у живущих дальше в паспорте стоит прописка населенного пункта Кузнецово 

Деревню и находящиеся друг от друга через дорогу коттеджные поселки отделяет дорожный знак с перечеркнутым названием Кузнецово. Однако жители последних имеют деревенскую прописку — даже в доказательство показывают паспорт.

Частная застройка в «Новокузнецово»

Сотка земли под ИЖС продавалась тут за 80–100 тысяч. Вообще Березовский район, по оценкам риелторов, — самое демократичное направление по ценам из всех направлений. Однако и тут цены за участок и дом могут значительно варьироваться. Ранее специалист АН «Этажи» Игорь Золотарев комментировал:. «Разбег по цене может быть очень сильным даже в одном и том же обществе — только из-за того, что у одного дом чуть выше, у другого ниже, у одного участка лес на краю, у другого нет».

Наш опрос показал, что новоселы выбрали данное место из-за близости к городу — 3 километра, удобным развязкам, тяги к земле. «Близко от города, родители рядом. В любую точку можно легко выехать: Черемушки, Первомайка, левый берег через Торгашино и Матросова. Здесь намного лучше, чем в Ермолаево. В деревне узкие улочки, не очень удобно», — рассказывает жительница «Новокузнецово» Анна. Однако интерес проявляют в основном те, кто давно с знаком с районом и жил в Кировском районе, на Павлова.

Жители говорят, что шлагбаумы появились в 2016 году

Однако жажда деревенской жизни разбилась о недопонимания с владельцами наделов, где стоят коттеджные поселки. Жители «Новокузнецово» и «Заповедного» жалуются нам на разовый проезд за 300 рублей до собственного дома и нехватку мощностей электричества.

На пятачке возле аптеки встречаемся с активистами «Заповедного». Их около 8 человек, за ними — еще сотня несогласных. Всего в осваиваемом с 2009 года в поселке около 450 участков, 158 домов построены, 55 получили разрешение. Недовольные были против создания территориального общественного самоуправления (ТОС), которое и установило плату: 2149 рублей в месяц или разовые 300 рублей для легковых авто и 500 для грузовых.

— Представляете, мне, чтобы откачать септик, нужно заплатить 1,2 тысячи рублей за работу грузовой машины и еще 500 отдать за ее проезд. То же самое и с гостями, — негодуют люди.

На въезде в поселок «Заповедный» есть два шлагбаума: для легкового и грузового транспорта 

Вся причина в том, что дороги находятся в частной собственности и, по сути, являются участками ИЖС. Жители не понимают, почему ее нельзя передать муниципалитету, а также недовольны тем, что ТОС не обладает юридической силой назначать плату.

— Куда только мы не писали на протяжении двух лет: в прокуратуру и полицию Берёзовского района, губернаторам Красноярского края, — рассказывают жители. — Они утверждают, что заключены договоры с 260 собственниками. Больше полумиллиона в месяц собирают. 12 тысяч мы отдаем арендаторам, а куда другие деньги уходят?

По словам одного из жителей, Сергея, проезды внутри поселка не заасфальтированы, каждый собственник делал площадку возле своего дома. Ранее отсыпали проезд жители за свои деньги, говорят они.

У той самой компании, которой участки отданы в аренду, своя правда. Гендиректор компании «Горизонт» Алексей Азаров уверяет: те, с кем подписаны договоры (270 штук), против передачи земель району, и их больше. С его точки зрения, вопрос стоит не о платных дорогах, а о компенсации за оказываемые услуги. Собранные деньги идут на охрану поселка, где установлено 2 поста, ежесуточные объезды с промежутком в 2 часа. А также уход за дорогами: чистка снега зимой и подсыпка, грейдирование летом. Также, с его слов, уложен 1 километр асфальта (1 квадрат стоит 800 рублей), остальные 14 километров — «хорошее грунтовое покрытие». Оставшаяся часть средств идет на зарплату 5 сотрудников компании, текущие расходы по работе компании.

Люди, не заключившие договоры, говорят в «Горизонте», могут проезжать бесплатно через второй въезд — для грузовых машин. При этом остальные жители не платят за приезд гостей, грузовых машин:

— За грузовой, конечно, они должны заплатить. Если им привезли уголь, бетон, брус, будьте добры хотя бы за это заплатить. У нас грузовой транспорт по дорогам России ходит за плату. На прошлой неделе приезжали сотрудники краевого министерства транспорта. Мы проехали по поселку, посмотрели все дороги. Сказали: у вас хорошие дороги. Ну да, не асфальт. Вы знаете, чем грозит передача этих участков в муниципалитет? Тем, что тогда дороги и проезды станут местами общего пользования. Автоматически убирается шлагбаум. Поселок становится не организованным, будут заезжать все кому не лень — и преступные лица, и любопытные. Подъедьте к «Соснам», допустим, там тоже стоит шлагбаум. А эти граждане говорят, что нарушаются их конституционные права: каждый гражданин вправе передвигаться где хочет. Нет, если большинство решает, что здесь будет УК, так и будет.

Генплан поселка, где дороги проложены по участкам, размежёванным под строительство 

На другой стороне дороги, в «Новокузнецово», возводящие дома собственники тоже не могут найти общего языка с собственником надела. Дороги также принадлежат частному лицу и предназначены для личного подсобного хозяйства, только шлагбаум пока не появился. Зато в документах, говорят жители...

— Вот вы видите дорогу? Мы тоже, когда заезжали, думали, что дорога. Теперь выясняется, что из документов пропало слово «дорожная», это уличная сеть, участок ЛПХ, и он в собственности. «Уличную сеть» определение нашли только в Росреестре. А улично-дорожная сеть закреплена в законе. Тут собственников не должно быть, — показывает Ирина на карте поселка. — Он в любой момент может перегородить этот участок, что-то построить, закрыты все пожарные подъезды. Их уже сейчас почти нет.

В «Новокузнецово» тоже большая часть домов находится в стадии малой готовности 

У Ирины в «Новокузнецово», по ее словам куплено также 2 сотки для будущего дома дочери — огород они с мужем садить не собираются. Собственник продал дорогу впритык с ним и теперь, согласно генплану поселка, если новый сосед поставит забор, выездов с участка Ирины не будет. Подобная ситуация произошла в «Нанжуль-Солнечном» на землях предпринимателя Генералова, где владельцы теперь погрязли в судах. Пока не произошло трагедии, жители «Новокузнецово» просят вмешаться власти и обращаются в СМИ.

Но более насущным вопросом собственники считают уменьшение мощностей электричества. Сеть принадлежит владельцу земель и лежит под теми самими дорогами.

Сейчас собственники сетей предлагают ограничить мощности — по 3 киловатта на участок 

— Жили мы спокойно, в апреле нам сообщили, что он сдает свои сети в аренду компании «Красети» и заниматься с нами не будет. А у нас с ним соглашения как с физлицом. Расторгнуть этот договор может одна сторона, если подписывает договор с другой компанией. У нас прописано 10 кВт, а сейчас предлагают 3 кВт. Это даже чайник не вскипятить. Почему меньше? Да просто мощность поселка поделили на 200 участков. Спрашиваем: «Что делать будем?». Отвечают: «Мы в следующем году подадим заявку. Нам дадут, увеличим». Кто в это поверит? У нас у всех твердотопливные котлы с насосами. 3 кВт, по сути, — электроплита и чайник. Этого мало. МРСК зайти к нам не может, потому что дороги в частной собственности, — рассказывает Анна.

Ирина показывает свой участок и соседа 

Ирина была одной из первых, кто купил участок. Цена на момент межевания была привлекательной — 30 тысяч за сотку. Сейчас цены выросли до 80–100 тысяч.

— Дом построила за 3 месяца. Он из бетона, пенопласт с 2 сторон, внутри арматура, заливали бетон. В мае приехала со строителями, почти говорила по-таджикски, — смеется Ирина. — В августе уже заехала.

Сосед — молодой человек, воспитывающий двух детей, также приобрел 10 соток, но строить не решается. Еще 80 тысяч нужно заплатить, чтобы дали электричество. Хотя все провода выведены на участок.

Юлия Глушко
Фото: Артем Ленц 

Видео: zemlya24.ru

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства