Недвижимость Все под снос: Комбайновый завод (фоторепортаж)

Все под снос: Комбайновый завод (фоторепортаж)

В последний раз смотрим на остатки комбайнового завода — цеха пойдут под снос, а на их месте вырастет новый микрорайон на 30 тысяч жителей

Корреспонденты портала N1.RU посмотрели с высоты на завод, напоминающий больше заброшенный советский городок со светофорами и коммунистическими лозунгами. Подробности — в материале далее.

Проект комбайнового завода готовят к публичным слушаниям — вместе с остальными проектами планировки левобережья они будут рассмотрены весной. О том, что работники одного из старейших предприятий города — комбайнового завода — будут уволены, а мощности переедут в Чебоксары, стало окончательно известно в 2013 году. Спустя три года строительная техника на площадку так и не зашла.

Первые цеха завода появились на берегах Енисея в 1941 году: мощности эвакуированных заводов из Запорожья и Люберец заняли территорию ликеро-водочного завода. Строительством занимались репрессированные немцы Поволжья. Однако первой продукцией в декабре того же года стали не комбайны, а продукция для фронта — снаряды и мины. В следующем году выпускали минометы и боеприпасы, а уже в 1944-м прицепные комбайны увидели свет. Пик производства пришелся на 80-е, когда было произведено 16,5 тыс. комбайнов «Агромаш-Енисей». Все они разошлись по стране, а также колесили по полям Болгарии, Китая, Вьетнама, Ирака, Мексики.

До последнего времени комбайновый завод принадлежал концерну «Тракторные заводы». Закрытие связывают с главной проблемой — устаревшими комбайнами. Версию некогда на встрече с российскими журналистами описал президент Белоруссии Александр Лукашенко: «Это прошлый век. Нет, не в обиду вам говорю. А говорю, чтобы вы не тащились за "Енисеем"… Купите у нас несколько комбайнов и посмотрите. У нас уже до 20 кг [обмолоченного зерна] в секунду комбайны выдают. А у "Енисея" 4–5 кг в секунду пропускная возможность. Куда такой комбайн?».

Спустя 3 года после объявления о переносе мощностей в зданиях продолжают оставаться немногочисленные арендаторы: двухэтажные склады, выходящие на ул. Бограда, занимают автомойки; административные здания снимают под офисы интернет-магазины, агентства праздников и кадров. Путь в другие офисы внутри территории лежит через проходную с длинным турникетом, как на КПП в закрытом Железногорске. Но вежливый седоволосый охранник пропуска не спрашивает.

Огороженная территория между Енисеем, Бограда, спуском на Дубровинского и 4-м мостом напоминает огромный заброшенный советский город, где в 70-х работало 12 тыс. человек. Он занимает по разным оценкам 72, 83,5 и 106 га. Здесь длинные улицы с перекрестками, стоят светофоры и знаки, а над цехами возвышаются потерявшие буквы вывески, обозначения и коммунистические лозунги наподобие «Ленина мысли — наши дела».

Пока бывшие работники сетуют о закрытии предприятия, власти Красноярска ратуют за перенос промышленных предприятий из центральной части города. Тем более у Енисея. Новый генплан видит на месте комбайнового завода, Нефтебазы жилые районы. «Экологическая обстановка для Красноярска — вопрос номер один», — объяснял в своем интервью НГС.НОВОСТИ главный архитектор Андрей Макаров.

С 2013 года автор насчитала 5 сообщений в СМИ о возгораниях на территории бывшего завода. Три из них пришлись на год объявления о переносе мощностей в Чебоксары. В мае 2014 года после пожара в заброшенном цехе нашли тело мужчины-крановщика: он задохнулся.

Это единственное трехэтажное каменное здание, которого не коснется техника для сноса. Бывший винный склад является историческим памятником. В 1917–1919 годах оно служило оружейным арсеналом, где получали оружие рабочие-красногвардейцы. Часть помещений на 1-м и подвальных этажах сдается, остальные, где скрипучие форточки открывает и закрывает ветер, пустуют.

По этому зданию и не скажешь, что оно появилось в XIX веке. В 1894 году в нем открылось первое сибирское техническое железно-дорожное училище. Сейчас, по словам Антона Шаталова, рассматривается вопрос о признании его историческим памятником. Вместе с винным складом и цехом кабин они должны стать своеобразным историческим островком в новом микрорайоне.

Заблаговременно до сноса в цехах завода закрылось одно из культовых для красноярцев место — бар «Че Гевара». Простившись с публикой в январе 2014 года концертом питерского Billy's Band после 10 лет работы. Афиши, столики, шторы, флаги, ящики из-под оружия с революционной тематикой — все собственники клуба передали в краеведческий музей.

Информация о закрытии завода и строительстве на территории элитного жилья всегда шла рука об руку с именем застройщика-миллиардера Владимира Егорова. В 2013 году в минстрое края подтвердили, что территория отдана в аренду УСК «Сибиряк», которая в будущем ее выкупит. Однако в 2016 году «КоммерсантЪ» внес неразбериху. Издание сообщило о выставлении концерном «Тракторные заводы» земли на продажу за 6,6 млрд руб. После выяснилось, что торги — «официальная процедура», а до этого «Сибиряком» был внесен аванс. Названную сумму бизнесмен Егоров счел «завышенной» и заявил: если территорию за нее купит какая-то другая компания, он потребует вернуть аванс.

Проектировать жилье на огромном куске земли в центре у Енисея пробовали несколько компаний — «Красноярскгражданпроект», мастерская «А2» Бориса Шаталова и «Проектдевелопмент» с участием сына архитектора — Антона Шаталова и его коллеги Александра Осадчего. Первый проект института — основа для всех последующих. В нем заложены технико-экономические показатели застройки, комментировали авторы. Прорисовывать архитектурный облик всех 5 обозначенных кварталов должны на следующих стадиях. Анонсировалось строительство гостиницы до 40 этажей, 25-этажных домов, крытого зимнего парка. Одна из основных транспортных связей от ул. Дубровинского до ж/д вокзала должна пройти под землей, под пешеходным бульваром.

Мастерская «А2» презентовала эскизный проект летом 2013 года. По комментарию Бориса Шаталова, опубликованному на сайте мастерской, сделан он был по собственной инициативе. Чтобы показать девелоперам, как можно гармонично вписать в концепцию исторические здания, спальный район и деловой центр. Сохранить и сделать центром района они предлагают 5-6 зданий: каменное здание бывшего винного склада и реконструируемые соседние. В проект «А2» попало и несколько домов, которые будет строить компания «СМ.Сити».

Владимир Егоров, по словам архитекторов, концепцию оценил, но следующий эскизный проект двумя годами позже опубликовала уже компания «Проектдевелопмент». Именно его в 2016 году презентовали на КЭФе. Вся концепция нового микрорайона, получившего из-за связи с соседними островами название «Новоостровский», изложена в ролике.

Судя по описанию, на месте советского города-склада у Енисея должно вырасти жилье для 30 тыс. красноярцев. Основу, как и на старой «Взлетке» и «Южном берегу», составят 7–10-этажные дома с закрытыми дворами и подземными паркингами. При этом проектировщики оставили высотными доминанты — 18–25-этажные дома. Часть домов, подтверждает Антон Шаталов, будет возводиться по индивидуальным проектам, остальные — на основе серии «2015» (панельные дома, обшитые вентилируемым фасадом), как ЖК «У реки». Старинное здание вопреки предложениям «А2» оставить его под творческие мастерские, предварительно планируется под штаб-квартиру «Сибиряка». Цех кабин превратится в молодежное арт-пространство, а здание железнодорожного училища станет холлом гостиницы.

По данным компании «Сибиряк», зайти на площадку строители планировали в 2016 году. Но сегодня точные сроки старта не известны — все силы компании брошены на объекты Универсиады-2019. Работы на других объектах, комментировал ранее Владимир Егоров еще при закладке ТРЦ на Предмостной, будут вестись по «остаточному принципу».

По словам начальника отдела долевого строительства АН «ГРАНТА-Недвижимость» Дмитрия Слепокурова, район комбайнового завода очень перспективен. Однако насколько хорошо будут продаваться квартиры, считает он, станет ясно после начала строительства: «Интерес покупателей будет зависеть от материалов, проектов дома, планировок, типа застройки. Сейчас народ избалован, ему есть с чем сравнить. Хорошие примеры — "Малые кварталы", "Преображенский", "Образцово". Это комплексная застройка, где все красиво, нарядно, помимо квартир сформирована среда обитания. Пока не построят — будет непонятно, как реализуют. У нас же есть примеры, когда вроде построено все хорошо, но окрестности не интересны никому — "Городок", "Ковчег". Внутреннего двора — и то нет. Зная "Сибиряк", дешевых цен у них не будет».

Юлия Глушко
Фото Артема Ленца, визуализация проектной мастерской «А2» (14) и Антона Шаталова (15) с youtube.com 
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства