Недвижимость «20 % новостроек не устраивает жильцов»

«20 % новостроек не устраивает жильцов»

Новоселы «Южного берега» отсудили миллион за холодные стены — риэлторы и юристы поделились секретами выбора квартир, в которых не придется страдать после переезда

Четверо жителей «Южного берега» добились через суд от застройщика «Новый город» почти миллиона рублей за ледяные стены и пол. Два года после заселения им приходилось греть комнаты обогревателями и ходить в валенках вместо тапочек. В компании согласились, что причиной холода могли стать ошибки в проектировке и монтаже подрядчиков. Тем временем суды забиты исками на всех застройщиков. Обои заплатками и снег на подоконнике — лишь начало списка. Можно ли застраховаться от плесени в углу при покупке в долевое и чем грозит отказ принимать квартиру — в материале НГС.ЖИЛКОМ.

Четыре семьи жилого комплекса «Южный берег» объединились и отсудили у застройщика почти 1 млн руб. за ледяные стены, пол и осеннюю температуру в квартирах. Спустя год прений и экспертиз, в ноябре 2014 года на сторону жильцов встал Свердловский районный суд. Краевой суд, рассмотрев апелляцию застройщика «Новый город», 2 марта 2015 года оставил решение без изменений.

В 21-этажку на Капитанской, 10, рассказали корреспонденту НГС.НОВОСТИ два истца, заехали в 2011 году. Первые две зимы ушли на ремонт и осознание, что внешние стены плохо утеплены, говорит Артур (имя изменено): «Это же не машина, чтобы на диагностику загнать». Длительные тридцатиградусные морозы показали: «перекрытия и полы жутко остывали до уличной температуры (часть комнат конструктивно нависают над 1-м этажом. — Ю.Г.), отопление не справлялось», из окон и стыков стен и пола у балкона дуло. Комнатную температуру, падающую до 15 градусов, мужчины поддерживали обогревателями и системой «теплый пол», а пожилая соседка вместо домашних тапок перебралась в обрезанные валенки.

В «Новом городе» на обращения жильцов реагировали, признаются красноярцы: «По окнам к нам приходили раз пять — регулировали, заделывали гелем, по промерзанию тоже. Но ничего не поменялось».

Согласно материалам Свердловского суда, проведенная тепловизионная съемка показала: температура стен и пола имеет минимальные значения от +5,4 до +11,3 градуса и является «следствием ошибок, заложенных в проектных решениях». Кроме того, низкая температура в местах примыкания окон и балконов к стенам и другие дефекты «обусловлены некачественным устройством монтажных швов или являются особенностями проектных решений». Суд решил взыскать с «Нового города» затраты на утепление 4 квартир, а также все штрафы, расходы на экспертизы и юристов. Общая сумма — 970,1 тыс. руб.

Все выявленные недостатки могли стать ошибкой подрядчиков, не исключает Евгений Ковальский, замгендиректора строительной группы «СМ.сити», куда входит «Новый город». По его словам, у компании «нет ни одного строительного рабочего, мы не проектируем свои дома». Он заверил, что с недобросовестными подрядчиками компания всегда расстается, и поблагодарил жильцов за выявленный брак: «Мы благодарны жильцам, которые выявляют брак в работе и позволяют не тиражировать его дальше». При этом собеседник отметил, что «20 % построенного так или иначе не устраивает жильцов».

Слова г-на Ковальского подтверждают материалы краевого суда за несколько последних лет, пролистанные автором. В списках фигурируют названия большинства застройщиков. В юридическом бюро «Статус» и центре «Фемида», специализирующихся на недвижимости, отмечают, что на УСК «Сибиряк» и «Сибагропромстрой» «иски идут косяком». «Что говорить, мы видели, как горели высотки последнего на Шахтеров», — объясняет руководитель бюро «Статус» Евгений Погодаев. Участились претензии и к «Монолитхолдингу», который «не подводил до последнего времени». Сейчас в «Фемиде» ведут два дела от жильцов дома в «Покровском». По наблюдениям юристов,

часть претензий к застройщикам относится к затягиванию срока сдачи и недостаче заявленных «квадратов», но больше красноярцев возмущает качество отделки.

Здесь собеседники рисуют целую палитру примеров: от наклеенных заплатками обоев, недостающих до стен лоскутков линолеума, неровностей потолка, стен до протекающей кровли, промерзающих углов и инея на подоконнике. Порой в исках встречаются совсем курьезные случаи: осенью 2014 года жительница «однушки» в «Покровском» высудила у «Сибиряка» 400 тыс. руб. за люстру вне геометрического центра на потолке и «кривую» керамическую плитку.

По словам руководителя юридического бюро «Статус» Евгения Погодаева, суд чаще встает на сторону жильцов. Суммы иска, как правило, находятся в пределах 100–200 тыс., но на его памяти был случай, когда компенсация составила почти половину цены габаритной квартиры — 1,5 млн руб.

Каким образом дома с такими недостатками получают разрешение на ввод в эксплуатацию, в Службе строительного надзора и жилищного контроля края корреспонденту НГС.ЖИЛКОМ оперативно пояснить не смогли. Застройщики при этом солидарны друг с другом. В 2013 году, комментируя проигранный дольщице иск в 500 тыс. руб., в ООО ФСК «Монолитинвест» (входит в «Монолитхолдинг»), заявляли, что никогда не отказываются выполнять свои обязательства, а штрафы за некачественные работы легли на субподрядчиков. Получив ключи, некоторые дольщики сами препятствуют устранению недочетов, добавили в компании: «Такие действия направлены лишь на получение материальной выгоды за счет уменьшения цены квартиры». Руководители компании «Сибиряк» в момент написания статьи для комментариев оказались недоступны.

Застраховаться от того, что в будущем вы не получите ключи от квартиры с промерзающими углами, не получится, признаются риэлторы и юристы.

Контроль за стройкой по камерам на сайтах застройщиков является только номинальным — на площадку клиентов не пустят, подчеркивает директор АН «Кром» Алексей Лагутин. Поэтому управляющий юрцентра «Фемида» Максим Новоковский советует выбирать застройщика по отзывам к уже возведенным объектам.

Указать же на недостатки квартиры покупатель может при осмотре перед получением ключей и подписанием акта приема-передачи.

При этом риэлтор уверяет, что застройщики готовы договариваться полюбовно — сарафанный черный пиар им невыгоден. Юрист, напротив, фиксирует ненадлежащее исполнение недостатков или вовсе игнорирование жалоб. Отказ же недовольного покупателя от подписания акта, считают оба, превращается в проблему клиента: долгожданное заселение затягивается, а предъявить потом неустойку за задержку ввода не получится.

Юлия Глушко

Фото Ольги Ярцевой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства