Еще лет пять назад объявления об аренде жилья – от комнаты до трехкомнатных апартаментов, для девушки-студентки или полноценной семьи таджиков – можно было найти в лучшем случае в газетах или бегущих строках по ТВ, в худшем – на заборе или высоковольтном столбе. Но со все большим проникновением Интернета в жизнь обывателя – глобальная паутина затянула в свои сети даже отдаленные деревни, – рынок аренды жилья существенно эволюционировал.
Сегодня принято размещать объявления на интерактивных досках специализированных сайтах, и не просто пару строчек: «Cдаю комнату со всеми удобствами в центре города, русским», – а с гораздо более расширенной информацией. Мало того, многие сайты позволяют сегодня даже предоставлять обзор сдаваемой жилплощади в формате 3D. «Мы проводили мониторинг, и оказалось, что у объявлений с фото просмотров процентов на 85–90 больше, чем у просто текстовой информации, – рассказала риелтор одного из тюменских агентств недвижимости. – Следовательно, у таких объявлений и шансов на скорейшую реализацию в разы больше, чем у обыкновенных».
Обычно фотографии делает сам риелтор, если вы обращаетесь в агентство. Кстати, все заботы по документальному оформлению сделки, поиску клиентов берет на себя риелтор, вы лишь отбираете претендентов. Но если вы с другой стороны баррикад, то есть хотите снять жилье, этот нехитрый прием с фотографией можно использовать с не меньшим успехом. Кстати, как заверяют специалисты, среди тех, кто ищет квартиру в найм, сегодня пользуются популярностью не столько специализированные сайты – это, скорее, ниша для агентства недвижимости, – частные лица предпочитают социальные сети.
Такие объявления появляются в блогах, в соцсетях, на закрытых площадках «для своих» – во внутренней почте. «Объявления о поиске жилья эволюционируют вслед за меняющимся портретом арендатора и его запросами, – говорит генеральный директор Агентства недвижимости Doki Леонид Меньшиков. – По мере роста арендных ставок молодежи все чаще придется включать фантазию и пытаться убедить арендодателя сдать квартиру именно им».
По наблюдениям экспертов Doki, арендаторы стали:
• Выкладывать фото – более персонализированное объявление внушает доверие, кроме того, всем известен такой тезис: картинка для привлечения внимания. «Кроме того, тут еще присутствует гендерный аспект: многим, видимо, приятнее сдать квартиру симпатичным девушке или юноше, – говорит Меньшиков. – Возникает синергия с сайтами знакомств, срабатывают стереотипы из подсознания: раз симпатичный, значит, хороший»;
• Давать ссылку на свой профиль в популярных соцсетях, чтобы по нему можно было понять, что за человек: возраст, образование, место работы. Хотя этот прием может увеличить шансы на то, что жилье будет найдено, он же может сыграть и не на руку арендатору – так, на одну американку подали в суд за то, что она отозвалась об арендуемой квартире в Twitter, как о затхлой. Впрочем, мы не в Америке;
• Включать фантазию и придумывать способ привлечения внимания – например, дизайнер Игорь Степахин запомнился многим тем, что создал оригинальное объявление, стилизованное под газетную полосу, когда продавал свой подержанный MacBook. Этот же прием Степахин использовал недавно, когда искал квартиру в аренду. «Креативность приветствуется, – говорит Меньшиков. – Ведь объявлений много, и они достаточно однотипны, естественно, что такого креативного заметят и ему сдадут».
Пока российские агентства недвижимости ведут неактивную маркетинговую политику в соцсетях и не уделяют должного внимания их растущей популярности, в то время как в США более 80 процентов членов Национальной ассоциации риелторов пользуются соцсетями для продвижения своих объектов.
Фото: Фото с сайта Ntnews.com.au