Здоровье «50% пациентов обращаются ко мне из-за больного колена»: зачем идти к травматологу-ортопеду

«50% пациентов обращаются ко мне из-за больного колена»: зачем идти к травматологу-ортопеду

Как важен мениск и какую роль он играет в долголетии, рассказал оперирующий травматолог-ортопед

Современная ортопедия — это очень точная и стандартизированная область медицины

Врач Алексей Данилов — оперирующий травматолог-ортопед, который практикует новаторскую технологию: хирургию сохранения мениска. Доктор принимает пациентов в нескольких клиниках Красноярска, в том числе и в российско-финском медицинском центре Terve. В интервью он объяснил, чем так важны мениски, что сейчас на передовой науки ортопедии и кому вообще следует обращаться к врачу травматологу-ортопеду.

Алексей Витальевич Данилов — оперирующий травматолог-ортопед, практикующий новаторскую хирургию сохранения мениска

— Алексей Витальевич, расскажите про свою специализацию: что именно лечит оперирующий ортопед-травматолог и кому следует к такому врачу обращаться?

— Моя специализация это – артроскопическая хирургия крупных суставов: плечо, локоть, колено, голеностоп. Это хирургия стопы и кисти. Также я занимаюсь спортивной медициной и немного скелетной травмой. Если перечислить по заболеваниям, с которыми ко мне можно обратиться помимо самих травм, то это прежде всего остеоартроз и его проявления. Также это может быть приобретенная деформация переднего отдела стопы, что обычно называют «косточками». Либо это может быть болезнь, поражающая кисти рук – контрактура Дюпюитрена. Все остальное, как правило, это последствия артроза. Такие дегенеративные изменения, как разрыв мениска в результате артроза, повреждение хряща, разрывы вращательной манжеты плеча.

— С какими проблемами не следует обращаться к вам?

— Я совсем не занимаюсь позвоночником, тазом и всем, что с этим связано. Совсем не занимаюсь детской травматологией и ортопедией – это параллельная вселенная. Также я не занимаюсь ортогериатрией – ортопедией пожилого возраста, к примеру переломами на фоне хрупкости костей, остеопороза и т. п.

— С какими проблемами чаще всего приходят пациенты, есть какая-то статистика?

— 50% обращения ко мне — это колено. Колено — это самый большой сустав в человеческом организме, который несет на себе 100% массы тела во время ходьбы. В результате бега, например, на колено может приходиться до 4 масс тела. Этот сустав сложный по своему устройству и очень много чего там может быть не так. Это может быть нарушения соосности, нарушение ротации, повреждение хряща, разрывы менисков, связок, нестабильность в суставе, его блокада и многое другое.

— Какие уникальные операции вы можете проводить?

— В современной медицине достижения делаются коллективом из сотен людей. Время уникумов прошло. Если мы перенесемся в XIX век, то там мог быть какой-нибудь выдающийся хирург, который что-то уникальное придумал, и никто, кроме него, этого не делал. Современная ортопедия — это очень точная и стандартизированная область медицины, и я считаю, что это хорошо. Сейчас травматология и ортопедия очень материалоемкая и инженерно-емкая область медицины. Это часть медицины, которая вовлекает в себя деятельность больших корпораций, вкладывающих миллиарды долларов на научно-исследовательские работы. Поэтому один врач против этих корпораций ничего не сможет придумать, но он может воспользоваться их разработками, внедрить в свою практику. Что я и делаю. Ну а если речь идет о каком-то эксклюзиве, то, пожалуй, это хирургия сохранения менисков.

— Что именно из себя представляет эта операция?

— Для начала определимся, что такое мениск. Само слово «мениск» в историческом аспекте — это двояковогнутая линза. Именно такую форму и имеет мениск — в периферии широкий, а по центру узенький, как та самая линза. Он состоит из хрящевой ткани, но не такой, которая на поверхности сустава, а как на крыльях носа или в ушах — волокнистый хрящ называется. Раньше думали, что это рудимент. Соответственно, если он повреждался, что влекло за собой боль в суставе, его смело удаляли. Даже сейчас изредка ко мне приходят пациенты на прием, которые рассказывают, что 40 лет назад при операции им удаляли мениски.

На самом деле это очень важная часть нашего тела, которая позволяет компенсировать несоответствия в форме суставных поверхностей. Коленный сустав — это соединение большеберцовой кости, плато которой преимущественно плоское, и бедренной кости, мыщелки которой преимущественно круглые. А круглое на плоском очень плохо держится. Положите шарик на стол — шарик укатится. В фитнес-студиях есть большие мячи, чтобы они не катались, есть специальные подставки. И эти подставки как раз в форме мениска. Мениск — это то, благодаря чему наши колени ходят по 80, а то и больше лет. Помимо устранения несоответствий в форме суставов он помогает увеличивать площадь, на которую распределяется давление одной кости на другую.

— И как же мениски лечат сейчас?

— В свое время придумали отсекать поврежденную часть мениска. Делали это открыто, через большой разрез. Результаты были противоречивые. Но потом изобрели артроскопию. С помощью артроскопии определяется поврежденный участок в суставе: в полость сустава вводится камера через небольшой разрез. Это позволяет диагностику сделать шире, а травматизм для пациента меньше. Результаты улучшились, но в перспективе у человека все равно развивался артроз. Даже самая минимальная удаленная часть мениска повышает давление на суставные поверхности. Именно поэтому следующая эволюционная ступень — старания по сохранению мениска. Это сшивание поврежденных участков, очень молодая технология в ортопедии.

Дело в том, что видов повреждения менисков и причин их повреждения может быть очень много, и все это требует индивидуального лечения. Бывает даже отрыв корня мениска, он просто не держится на кости, его выдавливает за пределы суставной щели, и он полностью перестает выполнять свою функцию. Но иногда его можно прикрепить обратно, и я как раз этим занимаюсь. Это передовая часть науки и пока что не все лучевые диагносты знают о таком диагнозе, поэтому я сам отсматриваю сканы МРТ.

— Существует ли какие-то имплантаты, способные заменить мениск?

— Передний край науки — это разработка таких имплантов. Именно сейчас, когда мы с вами разговариваем, эти импланты и разрабатываются. Стадия опытов на животных уже закончилась, идет стадия клинических испытаний на людях, добровольцах. Это есть только в Западной Европе и в США, но и то только на этапе научных исследований.

Врач Данилов Алексей Витальевич — оперирующий травматолог-ортопед со стажем работы по специальности более 10 лет, имеет первую квалификационную категорию. Специализируется на артроскопической хирургии крупных суставов, хирургии деформаций переднего отдела стопы, хирургии кисти, хирургии сохранения менисков. Врач принимает пациентов в нескольких клиниках Красноярска, в том числе и в российско-финском медицинском центре Terve.

Ознакомиться подробнее можно на сайте terve24.ru, либо по телефону 205-33-33.

Центр Terve является многопрофильным учреждением со множеством специалистов. Помимо поликлинического отделения в центре есть травмпункт и реабилитация, кардиология широкого спектра и гибридный операционный комплекс.

Имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалиста

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства