Каково это, когда мама работает рядом, когда к дочери нужно обращаться по имени-отчеству и как к врачебным династиям относятся коллеги
В День медицинского работника рассказываем, каково это, когда мама работает рядом, когда к дочери нужно обращаться по имени-отчеству и как к врачебным династиям относятся коллеги.
Татьяна и Ксения Романовы — врачи-рентгенологи в Красноярском краевом онкодиспансере им. Крыжановского. Они работают вместе в рентгенологическом отделении, сидят в одном кабинете и внимательно изучают с монитора снимки в цифровом формате.
В беседе с корреспондентом НГС Татьяна рассказывает, что она медик во втором поколении — ее мама Валентина Николаевна работала фельдшером-акушером в селе Моторское в Каратузском районе, и это наложило отпечаток на выбор профессии.
— Еще в детстве и в школе я отметила, что работа в сельской местности — своеобразная. Мама была на работе и днем и ночью, постоянно была на вызовах. Телефона не было, если нужна была помощь — раздавался стук в окно. Его я помню до сих пор. Маме многие благодарны, она многих спасла, сейчас на пенсии, ей уже 84. Это все не могло не повлиять на выбор профессии, — делится Татьяна.
По ее словам, мама не особо любила рассказывать про работу, а когда Татьяна Романова заявила ей, что тоже будет врачом, лишь предупредила, что нужно быть готовой: работа очень сложная, ответственная. Но это не остановило от поступления в медицинский институт.
На вопрос, как Татьяна относится к тому, что дочь пошла по ее стопам, отвечает просто:
— Я уважаю ее сознательный выбор. Я успокоилась, когда она выбрала себе профессию по душе, как родитель — просто рада за нее.
И Татьяна, и Ксения рассказывают, что предвзятого отношения к тому, что мама и дочь работают бок о бок, от коллег не замечали, напротив, видят только доброжелательность. Кроме них в онкодиспансере работают и другие врачебные династии — в хирургии и радиологии. А заведующая рентгенологическим отделением Наталья Меркулова и главный врач Андрей Модестов только поддерживают, когда дети работают вместе с родителями.
Героини соблюдают на работе строгую субординацию: мама никогда не позволяет покровительского отношения к дочери, дочь же в свою очередь пытается прийти к решению сложных задач всегда сама и идет за советом в самых сложных случаях. И не только к маме, но и к другим коллегам из отделения.
— Я не считаю зазорным спросить что-то у дочери, проконсультироваться: у нее новые веяния, новый взгляд на многие вещи, новое видение диагностики. Некоторые обследования ей удаются лучше, чем мне. Например, сложное обследование холангиография, когда с помощью контраста смотрят желчные протоки, — рассказывает Татьяна. — Я горжусь Ксенией, бываю очень рада, когда она правильно интерпретирует рентген-снимки. Обычно после них идет подтверждение через другие виды обследования, и, когда его результат совпадает с поставленным диагнозом, очень приятно.
— Я с детства любила смотреть, как работает мама. Приходила к ней на работу, сидела и пыталась разглядеть, что там на них изображено. И представляла, как бы я работала, как бы делала заключения. Вот и доигралась, — со смехом рассказывает Ксения.
Много лет она наблюдала, как меняется рентгенология: пока девушка училась в школе, институте и ординатуре, техника стала более продвинутой, появились цифровые рентгеновские установки, аппараты МСКТ и МРТ, на которых она сейчас понемногу обучается работать. Больше не нужно заходить в темную комнату, чтоб сделать снимок, а уровень облучения и пациентов, и врачей стал значительно ниже.
Девушка признается, что мама никогда не пыталась отговорить ее от выбора профессии. У нее самой детей пока нет, но уверена, что примет их выбор в любом случае, даже в том, если они решат тоже пойти по ее стопам.
Ксения и Татьяна очень любят свою работу, но у мамы и дочери немного разное видение ее.
— Мне очень нравилось, что рентгенология — это первоисточник диагностики. После нас идет уже лечение — или хирургическое, или терапевтическое, без нас никуда. Человек внешне здоров, клинические проявления появляются уже в запущенных случаях, а на ранних этапах болезни находим в основном мы, — делится мама.
— Есть в моей работе что-то творческое. Мне трудно объяснить, что именно, но я чувствую это. Если случай для диагностики какой-то сложный, то очень интересно порыться в книгах, посмотреть и запомнить то, что случилось, — поясняет Ксения.
Дома Романовых ждет папа, который с медициной никак не связан, у него техническое образование. У его любимых женщин много общих тем, есть совместные шуточки на медицинскую тему, но он не ревнует жену и дочь друг к другу за общность взглядов, а только гордится тем, что они обе спасают жизни.
— Наш папа считает, что для женщины врач — это самая лучшая работа. Главное — это иметь доброе сердце.
В конце Татьяна и Ксения рассказывают любимую медицинскую шутку:
— Если врач написал рецепт разборчивым почерком, будьте осторожны: возможно, это не врач!
И смеются почти одинаковым добрым смехом.
Фото: Артем Ленц
Лучшие фотографии и видео — в нашем Instagram.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (Viber, WhatsApp, SMS)