Город «Смешных историй нет, в основном травмы»: курьер «Самоката» из Красноярска рассказал об особенностях работы

«Смешных историй нет, в основном травмы»: курьер «Самоката» из Красноярска рассказал об особенностях работы

Он проработал там полгода и ушел — и вот почему

«Самокат» пользуется популярностью у горожан

Жизнь современного красноярца тяжело представить без доставок продуктов и готовой еды. 30 ноября 2022 года в Красноярске заработал сервис по доставке продуктов «Самокат». NGS24.RU поговорил с бывшим работником «Самоката» и «СберМаркета» о сборке заказов и работе на велосипеде в лютые морозы. Бесят ли курьеров заказчики, живущие рядом с магазинами, узнала Дарья Дениско.

Работа в «Самокате»

После окончания университета Егор (имя изменено. — Прим. ред.) искал себе временную работу, пока на основной готовили документы для зачисления. Под необходимые критерии подходила служба доставки. Молодой человек обзвонил все существующие в городе, но остановился на «Самокате», компания тогда еще только начинала работать в городе.

— При приеме на работу нужно подписать договор по оказанию услуг и быть самозанятым, то есть все курьеры, работающие в «Самокате», работают через сторонние фирмы, с которыми компания заключает договор. Штатных курьеров нет, есть те, которые выполняют заказы.

Курьеров «Самоката» легко отличить по ярко-розовой форме, ее бесплатно выдают каждому сотруднику. На каждого рассчитаны две куртки: облегченная и верхняя — для плохой погоды. Егор рассказывает, что форма сделана очень хорошо, как в -40, так и в +10 будет одинаково комфортно.

Принцип работы доставки для клиентов прост: необходимо скачать отдельное приложение и выбрать из предложенного списка товаров. В сервисе можно заказать почти всё: от рахат-лукума до раскраски. Курьеры «Самоката» собирают заказы не в городских супермаркетах, а на собственных складах, из запасов.

Для покупателя сложности нет, скачал приложение и выбираешь. А курьеры крутят педали и в дождь, и в снег, чтобы привезти заказ

— По всему городу расставлены ЦФЗ (центр формирования заказов). Вот у них есть зоны определенные доставки. Зона рассчитывается для того, чтобы курьер в течение 15 минут на велосипеде смог доставить заказ. Расстояние всегда разное: есть и большие, и маленькие. Маленькие — пятнадцатиминутные заказы, которые всегда выполняются в срок, нет таких районов, где ты еле как успеваешь доехать за пятнадцать минут, всё грамотно сделано. Есть тридцатиминутные зоны, они начинаются от двух километров. Почти на каждом ЦФЗ такие зоны есть, это сделано для того, чтобы охватывать больше территорий. Есть еще и автодоставка. Курьеры на машинах уезжают еще дальше.

Внутри ЦФЗ похож на обычный продуктовый магазин — залы разбиты на зоны согласно категориям товаров, а продукты выставлены на стеллажах. Не хватает только покупателей, которые будут собирать свой заказ. Вместо них его формируют два человека — товаровед и сам курьер. Товаровед со склада собирает все продукты, которые заказал клиент, кладет всё в бокс и отдает курьеру.

— В день, конечно, заказов у тебя не ограничено. Ты приезжаешь на склад и берешь заказ по своей очереди. Если ждет много курьеров, то ты сидишь и ждешь, пока до тебя дойдет очередь. Но когда «Самокат» стал очень популярным, то на складе почти не сидели, постоянно разъезжали, и иногда даже не получалось взять перерыв, потому что делали слишком много заказов и их некому было доставлять. За смену, а это около 10 часов, получалось 20–30 заказов. Смена начинается с 9 утра и заканчивается в 12 ночи, но доставка прекращается в 11 часов, а после идет уборка на складе — всё прибрать, закрыть помещение.

На велосипеде приходится ездить и летом, и зимой

Курьер получает гарантированный почасовой оклад: зимой — 215 рублей, летом — 170 рублей. Кроме того, в непогоду — в дождь, снег, при низкой температуре — доплачивают еще около 15–20 рублей каждый час, но доплата начисляется, если сотрудник отработал больше восьми часов. Также стоить отметить, что курьер самостоятельно составляет себе график. Егор работал пять дней по десять часов — около пятидесяти часов в неделю. Отдельно доплачивается, если сотрудник отработает больше 50 часов.

Также многие горожане искренне сочувствовали курьерам и задавались вопросом, как же они работали в лютый мороз. Однако молодой человек признаётся, что минусовые температуры — не самое страшное во время работы зимой. Во-первых, у сотрудников форма теплая, во-вторых, ребята постоянно в движении, ну и наконец, на заказ отводится 15 минут, а после есть возможность отогреться в теплом помещении.

— Зимой работать было тяжело. У нас курьеры работают на велосипедах, это обязательное условие, то есть пешком никто не ходит. В зимнее время не столько холод мешает работать, сколько сугробы, грязь и слякоть, по которой приходится ехать на велосипеде. Плюс из-за гололеда мы постоянно падали, а пока ехали, в лицо дул ветер и летел снег.

Курьерам выдают одежду, а велосипеды они берут в аренду и платят за них 600 рублей в неделю

— Смешных историй особо нет, в основном просто одни травмы. Неадекватных клиентов почти не было, потому что мы мало взаимодействуем с клиентом. Единственное, клиенты часто не проверяют заказы, и потом возникают конфликты из-за помятого огурца. Но в работе вообще ничего не бесило, она максимально простая, даже думать не надо.

После почти полугода работы в «Самокате» Егор решил перейти в другую доставку: дело в том, что ставку понизили, а количество работы только выросло.

— Раньше я возил два-три заказа в час и было время на отдых. Сейчас все 10 часов приходится кататься. А в апреле начали снижать ставку из-за потепления, сейчас 185 рублей, а летом вообще 170, а заказов всё больше и больше. Я не вижу смысла работать в «Самокате» с такой нагрузкой за такие деньги. К тому же велосипеды мы берем в аренду и за неделю платим 600 рублей.

Работа в «СберМаркете»

После «Самоката» парень решил поработать в «СберМаркете». По его словам, сейчас там больше ставка, но и работа устроена сложнее. Курьер самостоятельно собирает заказ в магазине, и вся ответственность на нем. К тому же теперь за заказами приходится ездить не в один пункт, а собирать в разных магазинах — и в «Магните», и в «Фикс Прайсе».

В «СберМаркете» Егору нравится больше. Там другие зарплаты, получше

— Тяжелее всего собирать овощи, потому что приходится класть на глаз, а потом бегать до кассы и взвешивать, не во всех магазинах весы стоят в свободном доступе. Буквально на днях взвешивать пришлось в какой-то подсобке, потому что в магазине была проблема с весами. Кроме того, что неудобно, это еще и отнимает и без того ограниченное время. Бывает, что в наличии в магазинах нет нужного товара и приходится созваниваться с клиентом, уточнять.

Также работу значительно усложняют проблемы с логистикой. При построении маршрута приложение не учитывает особенности местности и строит путь напрямую, ему без разницы, есть ли там проезд или надо ехать в обход. Из-за этого на доставку дается меньше времени, чем надо на самом деле.

Курьеров не раздражает, если магазин рядом с домом клиента. Хуже, если доставить заказ нужно куда-то далеко

— Многие думают, что нас, курьеров, раздражает, когда они делают заказ, если живут близко к магазинам, но это не так. Мне нравится, потому что ты зашел в магазин, быстро всё купил и тут же отнес. Больше раздражает, когда перебрасывает в отдаленные районы: например, из центра надо доехать до Копылова за 20 минут. Клиенты, которые заказывают пару продуктов, тоже не раздражают.

Ранее редакция NGS24.RU решила провести эксперимент и сравнить, какая компания привезет заказ быстрее, в каком приложении проще разобраться и чьи курьеры окажутся самыми вежливыми. Итоги — в нашем материале.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства