Все новости
Все новости

«Через три года я купил квартиру, а кто-то так и живет в гостинке»: честный рассказ о жизни в Норильске от таксиста, который начинал в шахте

Александру Толмачеву 33 года и он, как и почти все норильчане, мечтает перебраться к морю

ds

В Норильске, пожалуй, одни из самых сложных условий для работы и жизни

Поделиться

Как и в советское время, многие до сих пор едут в Норильск за «северными» деньгами, мечтая заработать на квартиры, машины и другие блага, а жизнь на севере забыть как страшный сон. Герой нашего материала Александр Толмачев родился в этом суровом городе, но планы у него мало чем отличались от мыслей тех, кто приехал сюда на заработки. В начале всё вроде бы шло по плану — индустриальный институт, работа в ГМК «Норникель», продвижение по карьерной лестнице, пусть и глубоко под землей в шахте. Однако выдержать сложные условия жизни удается не всем: за год до пандемии он прекращает работу на руднике, впадает в депрессию, но находит силы на возвращение к нормальной жизни.

Последние годы работы на руднике он умудрялся совмещать с работой в такси, и это дало свои результаты — водителем получалось зарабатывать даже больше, чем под землей. Каково ездить по заказам в -50, продираться сквозь сугробы и черную пургу, а так же не сойти с ума от цен на продукты и полярной ночи — в его рассказе от первого лица.

Детство: один раз съездил в лагерь, где обгорел и отравился


— Родители приехали в Норильск в середине 1980-х, и через пару лет появился я. Тогда нельзя было просто так купить билеты на «Авиасейлс» и прилететь в город. Надо было получить разрешение на въезд. Они переехали сюда из Таганрога «по обмену» — свою квартиру или дом, я не помню уже что у них было, они поменяли на трехкомнатную квартиру в Норильске. Тогда было очень модно ехать на севера за «длинным рублем», родители тоже поддались. Отец до переезда занимался техническими вопросами на военном аэродроме, а здесь уже устроился на завод. Помню я его довольно плохо, он еще в Таганроге начал сильно пить, а здесь всё еще усугубилось. Когда мне было 4 года, родители развелись. Вообще, если посмотреть на все подобные северные территории, там люди очень много пьют. Вскоре в семье появился отчим — очень уважаемый в городе человек, он до сих пор работает инженером в горном отделе. Зарабатывал он хорошие деньги, если взять 1995–1996 годы, у нас уже тогда были видеомагнитофон и телевизор Panasonic. Потом свой компьютер дома появился, что тоже считалось очень круто.

Сейчас зимы с каждым годом всё теплее, а тогда и лета толком вообще не было, но нам это не мешало кучу времени проводить на улице, причем круглый год. Это сейчас дети по домам сидят с планшетами и телефонами, а тогда мы все собирались во дворе. Компания доходила до 30 человек, которым от 5 до 15. Прятки, догонялки, лазили по огромным кучам снега, который нагребали с улиц. Ездил один раз в лагерь, правда, не на море, а куда-то под Абакан. Но это был просто кошмар (смеется). В первый же день у меня в шортах сгорели ноги до мяса. На второй мы объелись ранеток с деревьев, мы же дети тундры и ничего не понимаем, увидели эти яблоки, давай их есть. На второй день я попал в инфекционку. Отдых получился довольно «веселый», что вспоминать особо не хочется.

Пейзажи в Норильске не меняются год от года

Пейзажи в Норильске не меняются год от года

Поделиться

Неоконченные институты и шахта


— Отчим очень хотел, чтобы я пошел по его стопам, и я поступил в Норильский индустриальный институт. Там специально под «Норникель» готовят кадры. Но я почти сразу понял, что это не мое, и на втором семестре уже физика, математика были завалены и меня отчислили. На фоне этого сильно с отчимом поссорились. Второй институт — филиал Кисловодского и специальность «экономист». Здесь, как и во многих городах, думаю, в таких институтах ты покупаешь диплом в рассрочку. В 2006 году около 15 тысяч за семестр стоило такое образование. Но отчим отказался платить за «экономику», и меня тоже отчислили. Потом была работа грузчиком, экспедитором, армия, знакомство с будущей женой, и как я ни старался избегать «Норникеля», я в него устроился. В 2012 году они набирали людей по программе «Рабочая смена». Документы я подал на вакансию «электрослесарь» для работы на руднике «Заполярный».

Еще не приступив к работе, я думал что всё, это конец жизни: обучение наше началось с демонстрации реальных кадров травм работников на производстве — для неслабонервных, что бывает после поражения током. Изуродованные тела и так далее. Это показывают для того чтобы ты понимал с чем будешь работать и с какими издержками профессии возможно придётся столкнуться. Сам я вообще в шахту идти боялся и работать с электричеством не хотел. Еще лампочку я могу поменять, например, а вот лезть в розетку мне уже страшно. А там же под землей напряжение не 220, а 380, и 660, и 6000 вольт. Тем не менее выбора у меня не было, да и 18 тысяч в месяц, которые платили всем на обучении, были не лишними.

Александр с детства любил автомобили и технику — на фото он в должности машиниста в шахте

Александр с детства любил автомобили и технику — на фото он в должности машиниста в шахте

Поделиться

— Через полгода я получил специальность, меня взяли в штат. Проработал я год электрослесарем, и меня начальство отправило на обучение на машиниста ПДМ (машинист погрузочно-доставочной машины). Вообще к этой специальности стремятся многие, в том числе из-за заработка: если электрослесарем я получал 45–50 тысяч, то машинистом выходило около 110 тысяч в месяц. В итоге в этой должности я проработал до самого увольнения в 2019 году. Почему ушел? Наверное понял, что это уже «потолок» и за тяжелый труд там не получишь больше. Да и с семейными проблемами совпало: как и мой отец, я начал пить, что привело к разводу. К этому моменту с моей бывшей супругой у нас уже было двое детей.

Из шахты — на такси


— Перехода как такового с «Норникеля» на работу такси у меня не было, через пару лет я начал совмещать эти две работы. Хотя поначалу совмещение было сложно себе представить. Я помню, как еще будучи электрослесарем, я после смены сел на автобус (машину я купил спустя год работы в шахте), стоя ехал, уснул и упал. Вот настолько я там устал. Причем я ничего не делал, просто ходил за наставником. У машиниста работа тяжелее — ты всю смену скачешь, ты везде должен успевать, на нервяках выполняешь поставленный план. Причем график был три смены по шесть часов и один выходной. Ты, получается, жизни вообще не видишь, работая по 25–26 дней в месяце. Сейчас график поменяли, и люди работают по 12 часов, но 2 через 2.

Так выглядит погрузочно-доставочная машина в шахте. После смены в 6 часов Александр поднимался наверх и садился за руль такси

Так выглядит погрузочно-доставочная машина в шахте. После смены в 6 часов Александр поднимался наверх и садился за руль такси

Поделиться

— Вообще я всегда хотел работать с машинами — будь то ПДМ или такси. А еще я люблю деньги и помню, как я ехал в такси пассажиром и слышу, рация у водителя просто не замолкает: заявки идут без остановки. Я прикинул: «По сто рублей он с каждого получает, это ж сколько можно заработать».

Отрабатывал смену в шахте, садился за руль и принимал заявки. Поэтому, когда коллеги на шахте в день зарплаты спрашивали друг друга: «Ну что, пришли деньги?», мне это было уже не так важно — они у меня и так были.

В день увольнения с рудника

В день увольнения с рудника

Поделиться

Таксовать в -50: как это?


— В первый год было очень тяжело. Это, по сути, был мой первый опыт владения автомобилем. Зимы, повторюсь, сейчас уже теплее, чем раньше. Я заливал специально масло жидкое, чтобы у меня мотор запускался при самых низких температурах. Жили мы на первом этаже и я выходил, запускал ее и возвращался домой на час — умывался, пил кофе и так далее. Час нужен был, чтобы прогреть машину. Вообще здесь у всех стоит автозапуск, а у меня на тот момент его не было, поэтому ходил сам.

«Рено-Логан» Александр купил в Норильске в 2013 году и до сих пор ездит на ней

«Рено-Логан» Александр купил в Норильске в 2013 году и до сих пор ездит на ней

Поделиться

— У меня до сих пор тот же, купленный в 2013 году «Рено-Логан». Я ее и не меняю, потому что запчасти ничего не стоят, ремонт тоже. Ты здесь и так тратишь огромные деньги на продукты, на коммунальные услуги. Какой смысл покупать здесь дорогую машину? У меня куча примеров, когда у ребят с рудника, которые работают на тех же должностях с аналогичной зарплатой, один купил себе BMW, другой купил себе Audi Q7, Kia Sportage. У них у всех одна и та же проблема: «Блин, надо на ремонт 20–50 тысяч», «Запчасть заказал, жду два месяца». Я всегда в ответ им улыбался: «Рено-Логан» — 500 рублей — термостат: поменял и поехал. И все люди удивляются, как я так долго на ней езжу. Пока будут продаваться запчасти на нее, буду ездить. Конечно, я бы хотел ее поменять, но сейчас ситуация такова, что я миллион точно отдам за машину, а она точно так же будет ломаться и так далее. Зачем тогда отдавать этот миллион?

Такие эпичные кадры есть у каждого автомобилиста в Норильске

Такие эпичные кадры есть у каждого автомобилиста в Норильске

Поделиться

Заработки: через сколько можно купить квартиру и уехать?


— В ответ всем, кто жалуется на доходы в такси, я говорю: «Больше работайте». Директор фирмы такси меня одно время даже ставил в пример, отвечая так же жалующимся водителям. Да и сама работа в такси — это не про то, что ты сел за руль, ездишь и кайфуешь. Сколько моих друзей таксовали, сейчас один я только таксую. Одни ненавидят клиентов, другие не понимают, как быстро можно доехать с одного адреса на другой. Это сейчас время агрегатор считает автоматически, а раньше тебе нужно было доехать до клиента за три минуты, иначе штраф. Везде нужно привыкать и учиться. Я первые два-три месяца в такси работал либо в 0, либо в убыток. Я просто не мог взять заказ, потому что не успевал.

Сейчас я снял несколько видео о работе в разные смены. Бывает, что «грязными» получается заработать по тысяче в час. Где еще сейчас такой заработок? В принципе не напрягаясь, можно заработать 80 тысяч в месяц в такси в Норильске, а если постараться, то и больше.

— Сейчас, как и раньше, люди приезжают в Норильск из других городов, чтобы заработать. Мои коллеги приехали из Белгорода для работы по контракту. Он дается на три года, потом можно продлить или уехать. Один работал три года слесарем, позже уехал обратно домой и купил там квартиру. Пока работал, здесь снимал квартиру, правда «Норникель» компенсирует эти расходы. Второй пример — машинист ПДМ отработал здесь пять лет, купил в Норильске двухкомнатную, сейчас он в Белгороде приобрел жилье с проданной квартиры. Вспоминает север как страшный сон, работая риелтором. Но это был своеобразный толчок, трамплин. За три-четыре года можно заработать на квартиру. Но всё зависит от человека: если он хочет сидеть на окладе в 60 тысяч и ничего больше не делать, он здесь всю жизнь проживает и никуда не сдвинется. Я сам за три года «рвал» и заработал на трехкомнатную, а были люди, которые за 10 лет работы машинистом так и остались в гостинке.

Прошлое и настоящее место работы

Прошлое и настоящее место работы

Поделиться

— В прошлом году я встретил замечательную девушку, она на меня очень хорошо повлияла. Она старше меня, отправила меня в клинику, и я вообще перестал употреблять алкоголь. Снимать видео на YouTube про необычного таксиста и жизнь в Норильске — ее идея. Не зря говорят «Норильск — город сильных людей». Кроме физиологических испытаний, и психологически не все выдерживают эти условия. Постоянная темень, холод, ветер, недостаток зеленого цвета, всё это ведет к депрессии, особенно касается работяг, и более особенно шахтеров. Ведь в полярную ночь хотя бы 2–3 часа люди могут наблюдать немного солнечного света, а шахтер в эти часы на смене, в редкий выходной можно немного порадоваться редкому явлению света, — подытожил Александр.

В прошлом году редакция NGS24.RU делала большой репортаж из Норильска к годовщине разлива дизтоплива.

По теме

  • ЛАЙК20
  • СМЕХ4
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ8
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter