
Уже несколько лет подряд в российских торговых центрах проходит самая главная распродажа года — «черная пятница». В течение всего ноября в различных магазинах действуют скидки, а крупнейшие торговые центры разворачивают дополнительные рекламные компании.
В этом году ситуация складывается иначе. Из-за пандемии коронавируса в Красноярском крае действуют ограничения, направленные на предотвращение распространения инфекции. В том числе ограничения накладываются на торговые центры. Пока их не закрывают, несмотря на рост числа заболевших, который наблюдается последний месяц. Власти решили ограничиться более мягкими мерами.
Тем не менее на сами магазины и арендодателей возлагаются дополнительные обязанности и запреты. Как пройдет «черная пятница» в красноярских торговых центрах в условиях пандемии, мы узнали у представителей крупнейших торговых площадок города.
Прежде всего, пандемия не исключает скидки самих продавцов, и арендодатель никак на них не влияет. Акции проходят как в интернет-магазинах, так и в торговых точках. Другой вопрос, что процесс покупок в них усложнился из-за мер безопасности: требование соблюдения дистанции, отсутствие «пробников», обслуживание клиентов в масках.

Что же касается акций самих ТЦ — в этом вопросе картина складывается неоднозначная. Есть запрет на массовые мероприятия. Из-за этого многие торговые центры отказываются от привычных рекламных акций. Так, вопрос «черной пятницы» не решен для ТРЦ «Июнь», но точно известно, что от привычных методов привлечения покупателей придется отказаться.
— Запрещены мероприятия концертные, которые мы проводили в предыдущие года. Обычно у нас в ТЦ проходили масштабные мероприятия. Сейчас вообще непонятно, что делать. Концерт — это прямое нарушение указа губернатора. В такой эпидемиологической ситуации неизвестно, насколько это небезопасно может быть, — рассказал представитель торгового комплекса.
Арендодатели считают, что растянутые на весь ноябрь скидки самих продавцов не вызывают такого масштабного единовременного притока людей.
— Это абсолютно не то столпотворение, не такой большой трафик, какой был раньше в тот же период, — считает представитель «Июня».

Также от проведения рекламной компании в этом году отказался «Комсомолл».
— Сейчас мы не запускаем никакие стимулирующие мероприятия, чтобы сократить поток посетителей ввиду ограничений. В предыдущие года всегда перед «черной пятницей» была стимулирующая рекламная компания. Сейчас на данный период мы ограничили всю рекламную активность. Мы несем ответственность за своих клиентов, не хотелось бы быть «генератором распространения вирусов». Мы сейчас существуем на текущем трафике. Просадка чувствуется, но мы понимаем, что на текущий момент — это необходимость, — говорит представитель ТЦ.
Сложность проведения масштабной рекламной компании связана еще и с тем, что при большом потоке клиентов будет практически невозможно соблюдать требуемые Роспотребнадзором меры безопасности. Впрочем, полностью отказаться от акций решили не все торговые центры.
Например, «Планета» предлагает клиентам зарегистрировать чек от покупок в разных магазинах и поучаствовать в розыгрыше дорогого смартфона. Других промомероприятий в ТЦ не планируется.
Ранее мы писали о том, что в Красноярском крае ввели новые ограничения, в том числе они касаются работы ТРЦ. Среди них есть требование отключить Wi-Fi: власти считают, что бесплатный интернет привлекает в торговые центры подростков, которые практически не совершают покупок, но создают толпу. По данным аналитиков, после открытия ТРЦ покупатели принесли в кассы на 6% больше выручки, чем до пандемии коронавируса.