Полным ходом идет подготовка к зиме в парке «Роев ручей»: барсуки и еноты уже залегли в спячку в теплых домиках и проснутся лишь с приходом весны. В помещения перевели и не спящих, но очень теплолюбивых жирафов, а совсем скоро за ними последуют зебры. НГС.НОВОСТИ прогулялись по зоопарку и посмотрели, как готовятся к зиме животные, не боящиеся холодов, — одни еще с лета накапливают жирок, другие обзавелись роскошной шубкой в преддверии суровых морозов.
Рыжих лисиц с наступлением холодов можно смело назвать украшением зоопарка — их шубка осенью по-настоящему преображается. Она густеет, становится длиннее и роскошнее, а теплый подшерсток защищает от холода даже в самый морозный день.
Зайцы тоже прихорашиваются к зиме: шубка наших местных беляков пока еще не полностью приобрела белый цвет, а вот якутский заяц-беляк стал совсем белым. Однако увидеть этого красавца нам не удалось — трусишка спрятался в домик и не захотел выходить. Кстати, линька им нужна не для защиты от холода, а для маскировки.
Практически все копытные животные зимой живут в открытых вольерах. Даже самые маленькие. У зубров линька начинается в начале лета, они становятся облезлыми, шерсть с них лезет клочьями. Вычесать же их не представляется возможным — зоологов к себе они не подпускают. Зато с приходом первых холодов эти гигантские копытные предстают во всей красе — к тому же густая и ровная шубка их отлично согревает.
Тувинские верблюды Айсберг и Изольда тоже линяют все лето — к холодам же на них появляется роскошная шерсть. «Зимой же у них хорошая шуба и даже есть термобелье — меховые штанишки на ножках», — шутят в зоопарке.
У оленей и маралов шерсть гораздо короче— сезонные изменения не так заметны. Альпийский олень, которого еще называют «олень-цветок», весной и летом покрыт белыми пятнышками — сейчас они начинают пропадать, и к зиме он станет абсолютно однотонный.
Африканские корни полосатой зебры даже через поколения дают о себе знать — зиму эта лошадка на дух не переносит. В зоопарке их живет несколько особей — пока еще они пасутся на белом снегу, однако уже через несколько дней «полосатики» переедут в теплое помещение до весны. Та же участь ждет и других африканских соседей зебры — ориксов и антилоп гну.
Дальний родственник куницы — дальневосточная харза, точно так же, как ее дикие сородичи, живет на улице круглый год. Зверек уже обзавелся на зиму теплым подпушком, который вкупе с пушистой шерстью не позволит харзе замерзнуть в даже в самые трескучие морозы. Кстати, зоологи говорят, что это очень редкое животное — в живой природе их осталось порядка 30 особей. Обитает харза лишь на Дальнем Востоке и люди веками ее истребляли ради яркого красивого меха.
Американские норки — отличные пловцы, но на улице уже холодно и вместо воды им в тазики регулярно насыпают свежий снег, чему норки очень радуются. Несмотря на то что родиной этих зверьков является Северная Америка, они хорошо акклиматизировались в наших краях. Совсем скоро им предстоит познать, что такое настоящая зима и суровые сибирские холода.
В отличие от своих собратьев енотов, которые уже завалились спать, енотовидная собака хоть уже и накопила жирок на зиму, однако в спячку пока не собирается. Сон у нее продолжается с декабря-января по февраль-март, а в оттепели прерывается. В теплые зимы енотовидная собака обычно бодрствует, отсиживаясь в убежище лишь в дни сильных морозов.
Местная звезда — белая лисица по имени Весна — спрятала носик в роскошную шерстку и общаться с людьми совсем не желает. Это в теплые времена года Весна очень общительна, а вот наступление холодов для нее всегда стресс, рассказывают зоологи, — свернется калачиком и постоянно дремлет. Кстати, белая лисица (арктическая мраморная) является подвидом обыкновенной рыжей лисы, искусственно выведенным ради экзотического меха.
Здешние медведи, в отличие от своих диких собратьев, в спячку не торопятся — зима на зиму не приходится: иногда ложатся, иногда нет, говорят в зоопарке. Но берлоги заботливые зоологи им готовят регулярно — на всякий случай. Тяньшанский медведь Памир, однажды прославившийся на весь Красноярск мастерским владением палкой, завидев нас, сначала стал нервно ходить по клетке, но потом подсел к решетке и уставился куда-то вдаль, видимо скучая по лету.
Бенгальский тигр Хан несколько лет назад приехал в «Роев ручей» из новосибирского зоопарка. Живет он в уличной вольере круглый год, но у него есть домик, который обогревают теплофоном — однако, по словам зоологов, он все равно большую часть суток проводит на свежем воздухе. К холодам индиец давно адаптировался: у него к зиме на коже отрастает подшерсток, помогающий согреваться, — в свой теплый домик он практически не заходит.
Теплая шерсть не дает замерзнуть и красавице-рыси. Как и ее дикие собратья, обитающие совсем рядом на территории заповедника «Столбы», эта красивая кошка к сибирским холодам привычна и легкий октябрьский морозец совсем не мешает ей медитировать в самом углу клетки.
Кстати, с наступлением холодов у животных существенно меняется рацион — сотрудники зоопарка дают им больше жирной пищи и овощей, а также специальные пищевые добавки, увеличивая порции витаминов. Лучше кормить стали и амурских тигров. В благодарность они больше времени проводят на улице, радуя своей экзотической внешностью немногочисленных посетителей.
У альпак шерсть в несколько раз теплее овечьей — летом их забавно подстригли, чтоб они не перегрелись, а сейчас к зиме они снова обрастают. С одной альпаки, по словам зоологов, за сезон можно настричь до 50 кг шерсти. Милые альпаки Ромео и Джульетта бегут за лакомством, едва заслышав человеческую речь. Людей они очень любят, и если летом у вас не было возможности погладить этих красавцев по носу — не упустите шанс сделать это зимой.
За пределами зоопарка, в лесу Академгородка, сейчас можно встретить и полностью полинявших белок, и тех, кто уже щеголяет в «зимнем пуховом наряде». Зимний окрас — серого цвета. Летний — коричневого и бурого, оттенок цвета зависит от вида белки. Летний мех более разреженный и менее теплый. Юркие пушистые зверьки здесь уже успели избаловаться и всем лакомствам предпочитают арахис и кедровые орехи.
Огромное количество громко крякающих уток и люди с хлебом в руках — типичная картина для города в любое время года. Красноярцы их давно прикормили — именно поэтому пернатые не желают улетать в теплые края, говорит орнитолог Владимир Валюх. Помимо набережной у Вантового моста, по его словам, традиционные места скопления уток — Енисей возле Коммунального моста, протока возле краевой больницы и река Кача.
Максим Косов
Фото Ирины Якуниной