Польша скорбит в связи со смертью режиссера Анджея Вайды, которого называли «отцом польского кинематографа» и «совестью польского народа». Режиссер скончался в воскресенье вечером в возрасте 90 лет. Кончина режиссера – главная тема всех теле- и радионовостей в понедельник, многие газеты опубликовали это сообщение на первых полосах. В СМИ и социальных сетях активно обсуждается наследие режиссера и его вклад в польскую культуру, информирует ТАСС.
«Это большая потеря для польской культуры. Ушел один из крупнейших, а возможно и величайший современный польский режиссер», – отметил в эфире Польского телевидения вице-премьер Польши, министр культуры и национального наследия Петр Глиньский. «Это был творец, сильно связанный с польской историей, демонстрировавший свое видение этой истории», – добавил он, назвав режиссера «абсолютным авторитетом в своем окружении».
«Я не встречал режиссера, который умел бы так работать с актером», – отметил в беседе с телеканалом TVN24 известный актер Даниэль Ольбрыхский, который сыграл в 13 фильмах Вайды. По его словам, «он был суровым критиком», которому достаточно было нахмурить брови, чтобы дать понять съемочной группе, что нужно что-то исправить. Как считает актер, вклад Вайды в польскую культуру сопоставим с наследием Адама Мицкевича.
«Я бы поставил Анджея Вайду в один ряд с крупнейшими представителями мирового кино», – указал актер Ежи Радзивилович. По его словам, режиссер верил, что искусство может быть инструментом для изменения общества к лучшему. «Он занимался тем, что очень внимательно рассказывал нам о том, как он понимает наше прошлое и настоящее», – добавил актер, сыгравший в известных фильмах Вайды «Человек из мрамора» (1976) и «Человек из железа» (1981).
«Смерть Вайды – это удар. Он был не просто великим режиссером, который до конца жизни творил и создавал исключительные произведения, но был также и выдающимся художником, поднимавшим самые трудные и важные темы нашей современной действительности. Анджей Вайда показывал на экране события, изменявшие наши жизни и судьбы», – сказал профессор истории Генрик Самсонович. «Он дал польскому киноискусству паспорт, чтобы оно могло конкурировать с другими произведениями кинематографа по всему миру», – добавил он.