Легендарный лендлизовский самолет Douglas C-47, потерпевший крушение в 1947 году на Таймыре, доставили в понедельник, 29 августа, самоходная баржа «Кисловодск» с частями самолета на борту подошла на рейд красноярского речного порта.
Самолет «Дуглас» пролежал в таймырской тундре без малого 70 лет — в июле на организацию операции по его вывозке отправилась экспедиция, организованная Сибирским экспедиционным центром Русского географического общества и заинтересованными частными пилотами.
Как рассказал НГС.НОВОСТИ участник экспедиции, частный пилот Сергей Алексеев, на месте самолет разобрали на 7 частей — фюзеляж, центроплан, два двигателя и крылья — и вертолетом Ми-8 вывезли до реки Пясина (примерно в 70 км от места падения). Потом везли 550 км по реке до поселка Валек под Норильском, а оттуда по ж/д и автодорогам до Дудинки, где погрузили в самоходную баржу, уходящую в Красноярск. Крылья в баржу не вошли и будут доставлены отдельно.
Самолет С-47 DL попал в СССР из США по действовавшей во время ВОВ программе поставок по ленд-лизу — данный борт передали советским летчикам в марте 1943 года в городе Фэрбенкс на Аляске, те доставили его в Красноярский край по авиатрассе Аляска — Сибирь. С марта по ноябрь 1943 года он входил в состав 7-го перегоночного авиационного полка, летавшего по Алсибу, затем его передали Управлению полярной авиации Красноярского края для проведения ледовой разведки в районе Карского моря. Всю войну он работал в тылу, а потом самолет передали Красноярскому управлению гражданского воздушного флота. «До 1947 года он перевозил людей и грузы за Полярным кругом, а 23 апреля 1947-го был вынужден совершить аварийную посадку в глухой тундре Таймыра, где до ближайшего поселка Волочанка нужно было добираться 180 км», — говорит Сергей Алексеев. Командовал экипажем опытный полярный летчик с 15-летним полетным стажем Максим Тюриков.
По словам представителя экспедиционного центра РГО СФО Игоря Абакумова,
упал самолет примерно в 200 км на восток от Хатанги и в 80 км на запад от слияния рек Пясина и Енгода. Он совершал коммерческий рейс — на борту было 850 кг груза, 23 пассажира —
вылетел из аэропорта Косистый в бухте Кожевникова на побережье Карского моря, чтобы перевезти грузы и пассажиров «Нордвикстроя» в Дудинку. Через полчаса полета у самолета отказал левый мотор.
«Когда они летели в сторону Хатанги, то попали в зону обледенения — левый мотор у них показал нулевое давление, его пришлось остановить и лететь на одном правом. Мы, когда разбирали самолет, на пропеллере нашли выдавленную манжету, из-за которой, скорее всего, и упало давление в моторе. Экипаж продолжил полет, отклоняясь на северо-запад от зоны обледенения, — когда стал отказывать второй мотор, пришлось садить самолет в твердый снег, глубиной 1,5 м. При падении самолет ударился носом о снег и его развернуло — следы падения сохранились на корпусе, а отказавший левый мотор отвалился и упал. Благодаря мастерству пилотов никто серьезно не пострадал — все отделались ушибами и ссадинами» — рассказывает пилот Алексеев.
Через трое суток Тюриков, 2 члена экипажа и 6 пассажиров пошли искать ближайшее жилье — по показаниям штурмана, примерно в 120 км от них был поселок Волочанка, но они ошиблись. Все 9 человек пропали без вести — останки Тюрикова нашел оленевод через 6 лет после трагедии. Оставшиеся возле самолета дождались помощи спустя 20 суток после вынужденной посадки.
Алексеев говорит, что сперва самолет перестали искать, но благодаря письму Сталину от жены бортрадиста Смирнова поиски возобновили. Через двое суток после жалобы самолет нашел полярный летчик Федор Шатров — сел неподалеку на Ли-2 и дошел на лыжах до места падения «Дугласа». Сначала забрал всех пассажиров, а вторым рейсом, когда позволила погода, — забрали и багаж. Самолет оставили на месте, поскольку в то время не было возможностей его вывезти — хотя его состояние позволяло сделать капремонт и вновь запустить в строй.
Американская фирма «Дуглас» выпустила более 12 тыс. таких самолетов — один из самых массовых в мире, многие летают до сих пор. Эти самолеты много летали во Вьетнаме, перевозили военную технику. На таком самолете Сталин летал на знаменитую конференцию в Тегеран, также на «Дугласе» доставляли в Москву акт о капитуляции из Германии.
«Когда мы разбирали самолет, обнаружили на фюзеляже петлю для закрепления троса — он мог таскать планеры за собой. По крепости фюзеляжа «Дуглас» считается вечным и не имеет ограничения ресурса.
Наш экземпляр тоже в очень хорошем состоянии, он и сейчас способен летать — все детали прекрасно сохранились, и при желании и денежных вложениях его можно довести до летного состояния, погудеть моторами» — отмечает пилот.
Разгрузят детали на рейде в Песчанке в ближайшие дни. Самолет планируется восстановить — он станет экспонатом будущего музея освоения Русского Севера в Красноярске, который будет создан в ангаре на Взлетке.
По словам Игоря Абакумова, на обшивке салона пассажиры самолета оставили две записки грифельным карандашом. В одной из них перечисляются все пассажиры, другая более эмоциональна — написали, что они — борт Тюрикова, потерпели крушение, встретили майский праздник и духом не падают, а в конце большими буквами: «МЫ СПАСЕНЫ!». Показать эти раритетные надписи организаторы экспедиции обещали в ближайшие дни.
НГС.НОВОСТИ
Фото Максима Косова