18-летний сирота всю зиму прожил в холодильнике у ТЦ «Красноярье». Голодный вид и слова о самоубийстве вызвали жалость продавца «Дёнера», она сперва подкармливала его за работу, а потом с подругой обратилась в СМИ. За жесткие слова о сироте директор детдома лишился работы, а сам парень переехал в приют: ночи он проводит в компьютерных клубах и вспоминает, как растратил 500 тысяч рублей. Подробности — в материале НГС.НОВОСТИ.
Сюжет о 18-летнем детдомовце Викторе Тонгунакове вышел 26 февраля в эфире телекомпании ТВК. Молодой человек в засаленном пуховике охотно показывал свое жилище — промышленный холодильник в пристройке к кафе у ТЦ «Красноярье» — и рассказывал о своих мытарствах после окончания красноярского детского дома № 1.
Там же в сюжете своими мыслями о воспитаннике делится и директор этого заведения Виктор Костюк: «Я ему говорил: «Витя, прижми зад, веди себя прилично», а Витя ни в какую. Он совершеннолетний. Я в 17 лет пошел работать в школу, и никто со мной не нянчился. А тут… задницу им подтираем, а они на нас с верхней полки…».
Спустя 5 дней в приюте «Родник» сообщили: теперь парень поселился у них. Однако поздним вечером вторника застать его в своей комнате не удалось, в приюте сказали, что он снова отправился к «Красноярью». Там автор и застал его в интернет-кафе, считающим мелочь перед компьютером с запущенной «стрелялкой».
Разговор о себе парень начал издалека: родился в Дудинке в семье ненцев, отца убили, когда ему было 5 лет, мать — когда было 12, треть жизни промотался по детдомам: до 15 лет в Дудинке, где у него сейчас живет 82-летняя бабушка, затем в Ермаковском интернате и Красноярском детдоме № 1. Окончив спецшколу при детдоме, парень прожил там еще 2 года до совершеннолетия: из-за крайне плохого зрения и проблем с интеллектом в ПТУ его брать отказывались. 1 сентября 2014 года парня приняли в Дивногорское ПТУ, откуда он скоро был отчислен.
О своей жизни после училища с половиной миллиона на руках рассказал бесхитростно: «Пятихатку я так потратил, с друзьями, конечно, погулял. Жил в Солнечном, снимал квартиру, привел друзей, но оттуда выгнали. Пацаненок подрался».
В итоге 1 декабря молодой человек поселился в пристройке из сэндвич-панелей к летнему кафе. В первом помещении валяется строительный мусор, во второе залезть можно через дырку в стене. В углу там какое-то подобие стола с несколькими бутылками из-под водки, а на полу лежит большой холодильник, вроде тех, где хранят пиво. Под голову подкладывал пару своих кофт, а для того чтобы было тепло, всегда плотно закрывал дверь.
В феврале парня стала подкармливать продавец из ларька «Дёнер» Ольга: «Работаю с начала месяца. Пришел грязный худенький мальчик. Дал 25 руб. мелочью и попросил поесть. Вы бы видели, как он глотал этот «дёнер». Некоторое время он помогал убираться, носил мусор, пока на него не обратила внимание подруга продавщицы. Именно она сообщила о парне из холодильника в ТВК и договорилась о заселении его в приют.
Обе женщины в случившемся винят социальные службы и чиновников министерства образования: «Посмотрите на него. Ему явно нужна помощь психолога, он очень простой, бесхитростный, не пьет, а его выкинули на улицу».
Директор красноярского детдома Виктор Костюк, где до 18 лет жил парень, мнение о том, что сироту выставили на улицу, опровергает.
«О ком речь идет? Из-за кого я работу потерял? Мне 57 лет, работать начал в сельской школе в 17. Репортаж сняли, опозорили на всю страну. Решили, что я некорректно высказался», — с ходу начал г-н Костюк.
В его изложении, воспитанника в заведении чуть ли не облагодетельствовали. Оставили на 2 года после окончания спецшколы в детдоме, так как близорукого с проблемами интеллекта и стоящего на учете ПТУ принимать не спешили. В 2011 году парня поставили в очередь на получение бесплатного жилья, устраивали работать на картонную фабрику, где ему, якобы, не понравилось.
«По потере кормильца и как инвалид он получал пенсию. Снять мог только я, а я не снимал: потом не отмоешься, что ему кроссовки купил, а не себе бутылку коньяка. На эти деньги мы присматривали ему «гостинку», но на это не пошла опека — ему, видите ли, положена квартира», — заявляет уже бывший директор. В итоге из скопленных на счетах парня денег руководство оплатило ему операцию на глазах, а затем устроило в Дивногорское ПТУ.
Педагог подозревает: оттуда его воспитанник ушел, чтобы самому начать распоряжаться деньгами. Этого парень требовал в детдоме и раньше. «Я его в училище лично привез. Сказал «вот паспорт, сберкнижка и не давайте ему», иначе он эти деньги профукает. Там, видимо, решили не связываться».
По действующему законодательству, право на угол в 33 «квадрата» от государства имеют воспитанники детских домов, не имеющие своей недвижимости. С 14 до 23 лет они могут встать в очередь, а жилье начинают получать с 18 лет. Список сирот-очередников формирует краевая власть, а жилье выдает муниципалитет.
По оценкам краевого министерства образования, каждый год на территории региона на жилье за госсчет претендует 2700–3000 сирот, предоставляется жилье — 380–480. Виктор Костюк вспоминает: в прошлом году квартиры получили 13 его воспитанников из детдома № 1. Ждать своей очереди им пришлось 1,5–2 года. «Сразу квартиры никто не дает и это слабое место. Им же надо где-то жить, вот они и начинают вляпываться в темные истории», — говорит мужчина. Правда, все-таки полученные полуторки в «Солнечном» собеседник называет «шикарными», отметив, что многие молодые люди ради такой жилплощади берут ипотеку.
Нередко получение квартир от государства оставшимся без родителей приходится выбивать путем долгих тяжб. Например, в минувшем сентябре в Абанском районе сиротам предложили заселяться в дома без электричества, а в конце года молодого человека вместо положенных 33 кв. м заселили в «гостинку» в 19 «квадратов» без ванной и туалета на окраине города.
Уволенный директор детдома планирует заняться воспитанием своих троих внуков. В пресс-службе факт увольнения подтвердили, однако заявили, что с высказываниями г-на Костюка в эфире ТВК это не связано. Сам 18-летний Виктор Тонгунаков в будущее смотрит с оптимизмом: оформляет паспорт, ждет своей квартиры.
Доктор психологии СФУ Борис Хасан признает: среди воспитанников детских домов России весьма высоко число инфантильных и эмоционально незрелых. Однако винит он в этом не детдомы как таковые, а конкретных работников: «В истории есть примеры детдомов, где выполнялись все функции воспитания. Говорить «детдомовский — значит социальный урод» — это стереотип».
Антон Понарин
Фото Якова Калинина