Законопроект о муниципальной милиции внесли в Государственную думу РФ депутаты фракции «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым, сообщает ИА REGNUM.
Авторы инициативы обратили внимание на то, что сейчас охрана общественного порядка полностью монополизирована в руках централизованной государственной структуры – полиции. Это обстоятельство не отражает реалий федеративного устройства страны и фактически игнорирует наличие одной из конституционных форм организации публичной власти – местного самоуправления, считают депутаты. В этой связи они предлагают демоноплизировать правоохранительную функцию.
Муниципальная милиция создается только на уровне районных и городских округов. Предполагается, что общая численность муниципальной милиции в Российской Федерации составит на первом этапе 180–200 тыс. человек.
Муниципальная милиция в законопроекте рассматривается как самостоятельный муниципальный орган, который непосредственно подчиняется главе муниципального образования. Она не входит в структуру местной администрации. По мнению разработчиков законопроекта, это обеспечит должную независимость муниципальной милиции в вопросах охраны общественного порядка и уменьшит риск субъективизма в руководстве ею.
Законопроект содержит положения, закрепляющие порядок избрания на должность начальника органа муниципальной милиции и на должности участковых уполномоченных муниципальной милиции населением муниципального образования. Начальник муниципальной милиции избирается всеми жителями муниципального образования, а участковый уполномоченный муниципальной милиции – жителями административного участка.
Начальник муниципальной милиции не реже двух раз в год должен отчитаться о деятельности муниципальной милиции перед представительным органом муниципального образования и населением муниципального образования. Участковый уполномоченный муниципальной милиции не реже одного раза в квартал отчитывается перед населением административного участка на сходах граждан, собраниях конференциях граждан, перед органами территориального общественного самоуправления, органами местного самоуправления поселений, следует из законопроекта.
В состав органа муниципальной милиции должны входить подразделения патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных муниципальной милиции, участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, дежурные части и другие подразделения в соответствии с примерной моделью структуры муниципальной милиции разрабатывается федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, что обеспечит необходимое единообразие подходов в организации муниципальной милиции.
Основная функция муниципальной милиции – охрана общественного порядка. Это, по мнению депутатов Госдумы, позволит разгрузить нынешнюю полицию от целого ряда обязанностей и сосредоточить ей свои основные усилия на предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений. В перечне обязанностей муниципальной милиции названы обязанности по приему, регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях на территории муниципального образования, по поддержанию общественного порядка в общественных местах, по охране общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий и др.
Милиция «должна иметь возможность своевременно и качественно приходить на помощь людям, имея при этом полномочия в случае необходимости применять меры принуждения», указываю законодатели. «Вместе с тем у муниципальной милиции не должно быть полномочий по осуществлению дознания, предварительного следствия, проведению оперативно- розыскных мероприятий, проверок предпринимательской деятельности, осуществлению экспертно-криминалистической деятельности Ее полномочия должны ограничиваться только возможностью применения административно-правовых средств», – считают они.
В систему административно-правовых средств деятельности муниципальной милиции законопроект включает следующие правомочия: предъявление к гражданам требований о надлежащем поведении; проверка документов, удостоверяющих личность, и иных документов в случаях, определенных законом; контроль (надзор) за общественными местами, за соблюдением порядка проведения публичных и массовых мероприятий, за поведением определенной категории граждан; доставление и задержание граждан в определенных законом случаях; производство по делам об административных правонарушениях; направление запросов в адрес муниципальных и государственных органов и иных организаций о предоставлении информации и документов, ведение профилактической деятельности, включая ведение профилактических учетов, и др.
Законопроект устанавливает, что служба в муниципальной милиции является разновидностью муниципальной службы. В этой связи она основывается на тех же началах, что и муниципальной служба. На служащих муниципальной милиции в полной мере распространяются запреты, ограничения и обязанности, установленные для муниципального служащего. Служащие муниципальной милиции увольняются по тем же основаниям, что и муниципальные служащие. Аналогичны меры поощрения и взыскания.
При этом парламентарии с учетом специфики правового положения городов федерального значения и закрытых административно- территориальных образований функцию охраны общественного порядка в них оставляют за полицией.