Город Секреты бабушки Агафьи

Секреты бабушки Агафьи

Отшельница Агафья Лыкова просит срочно найти помощника — прежние легко носили воду в гору, но не могли стерпеть характер хозяйки

Агафья Лыкова в январе 2014 года

Последняя представительница рода отшельников Агафья Лыкова из Западных Саян ищет через газету помощника по хозяйству. 68-летняя женщина с трудом справляется с заготовкой дров и хлеба. Однако добровольцы, не выдержав отсутствия света и тяжелого характера Агафьи, сбегают обратно к людям. Подробности быта последней из Лыковых, места жительства других отшельников и мнение психологов о добровольном изгнании узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ.

Письмо отшельницы Агафьи Лыковой с просьбой найти помощника по хозяйству пришло в редакцию «Красноярского рабочего» 14 января. На 4 листах формата А4 женщина сетует на ухудшение здоровья, голод и просит помощи у главного редактора газеты и губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Последний, несмотря на то, что таежная заимка на р. Еринат относится к территории Хакасии, в течение многих лет помогает Агафье.

«Со слезами и плачемъ прошу васъ, не оставте Христа ради, помиловать сироту в беде страждущюю… Нужна помощь с дровами, по хозяйству с огородомъ, сено косить. А я совсем, и годы больши, здоровя совсемъ плохо. Силъ никакихъ ни стало. Не знаю, как зиму дасъ Богъ прозимовать. Дровъ дома нетъ, надо каждый день дрова таскать», — цитирует издание текст письма с сохраненной орфографией. На поиски помощника 68-летняя отшельница отвела два–три месяца.

Почти 40 лет семейство староверов жило в полной изоляции от внешнего мира, укрывшись в тайге от сталинских репрессий в 1937 году. Спустя 36 лет после знакомства мира с Лыковыми в живых из семьи, кроме Агафьи, никого не осталось.

Редактор «Красноярского рабочего» Владимир Павловский, бывавший у Агафьи Лыковой трижды, уверен, что отшельница не голодает: «Она использует ситуацию, чтобы заполучить несколько кандидатов в помощники. Ей надоело, что каждый год кто-то приезжает и уезжает». Единственной, кто выдержал пятилетний марафон в таежной заимке, была москвичка Надежда, остальных хватало максимум на три месяца.

По словам г-на Павловского, причины кроются не только в тяжести быта отшельницы, но и в ее характере: «Она девушка не сахар: у нее свои законы, любит, чтобы им подчинялись. Последний мужчина, живший там, рассказывал: рубит он дрова, Агафья подойдет, критикует, что крупно рубит. Станет мельче — критикует, что мелко. Средней величины он так и не высчитал. Как только прилетел вертолет, через две минуты помощник стоял с собранными чемоданами».

Сам журналист признался корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что выдержал бы в месте, где на 200 км нет ни одного населенного пункта, не больше месяца. Добраться туда можно только по реке, конными тропами или вертолетом.

Живет Агафья Лыкова в деревянном доме, где нет света, связи, бани и туалета. Рядом стоят два домика поменьше — один заброшенный, второй для гостей. Помощник отшельнице и проживающему неподалеку одноногому охотнику Ерофею Седову нужен для заготовки дров и таскания воды — пожилым людям тяжело спускаться с горы к реке.

Питаются Лыкова и сосед-инвалид картошкой и овощами, выращенными на небольшом огороде близ дома. Есть на заимке и свое хозяйство: две козы, куры, собака и кошки, хлеб отшельница печет сама. Здесь же находится могила отца Лыковой, Карпа Иосифовича.

За неделю история с поисками помощника для Агафьи Лыковой приобрела федеральный масштаб. Эксцентричный мультимиллионер Герман Стерлигов, сам, кстати, живущий сельской жизнью, заявил, что готов платить помощнику 40 тысяч рублей в месяц. Пресс-служба администрации Кемеровской области рапортовала о готовности на следующей неделе отправить вертолет аж с 20 тюками сена, продуктами и нитками.

Как удалось выяснить автору, сейчас на право помогать старой отшельнице претендуют уже 6 человек: семейная пара и парень из Красноярска, кемеровский фотограф, алтайский старовер и еще один кандидат от заповедника «Хакасский». Как будет определяться победитель в этом своеобразном конкурсе, пока неизвестно.

Чтобы выяснить мотивы отшельников XXI века, автор связалась с одним из тех, кто откликнулся на призыв Лыковой — 55-летним кемеровским фотожурналистом Владимиром Надя. Мужчина заверил, что никакого отношения к благотворительности его поступок не имеет: «Я сам из рода сибирских староверов. Она обратилась к христианам, и я ее услышал. Прекрасно понимаю, что это испытание и риск для любого человека, привыкшего к городской жизни, где есть квартира, свет… Агафье Карповне под 70 лет, она может просто погибнуть».

Несмотря на шумиху вокруг Агафьи Лыковой, она не единственная, кто предпочел одиночество в глуши благам современной цивилизации.

Буквально в 55 км от Красноярска, на берегу Красноярского водохранилища, обосновался 47-летний Виктор.

Свою фамилию и причины отшельничества он не называет, рассказывает фотограф Илья Наймушин, которому бывший речник позволил запечатлеть свой быт. «Единственное, что сказал: люди злые, а лес заряжает энергией». Здесь Виктор соорудил небольшую землянку, где постелены лишь несколько нар. Пропитанием ему служит рыба, грибы и ягоды. Возвращаться к цивилизации он не намерен.

Жить один на один с тайгой, по мнению красноярского психотерапевта Александра Дыгало, может только интроверт — человек, глубоко погруженный в себя. Порой, причинами отшельничества могут стать неуверенность в себе, тревожность или вовсе — социофобия. «Человек, как существо социальное, не продержится один в лесу и полугода, — уверяет специалист, подтверждая слова редактора «Красноярского рабочего» Владимира Павловского о веренице помощников Агафьи Лыковой. — Если у нее и будет помощник, то такой же погруженный в себя. Это как на подводной лодке, где людей подбирают друг к другу. Иначе — конфликты, депрессии».

Юлия Глушко

Фото 19.mchs.gov.ru (1) и РИА Новости, Дмитрий Коробейников

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства