Город Мобильное право

Мобильное право

Абонентам разрешили менять сотовых операторов, сохраняя свой федеральный номер, — эксперты предрекают рост тарифов

Вот уже пять дней, как в России отменили «мобильное рабство». Красноярцы получили долгожданную возможность сменить оператора сотовой связи, оставив свой номер телефона. К 1 декабря «большая тройка» рапортовала о готовности, однако сейчас лишь идет прием заявлений. Ажиотажа в салонах не наблюдают — в стране нашлось около тысячи желающих. Почему «освобождение» наступит лишь в апреле, что требуется от абонента и сколько будет стоить услуга — узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ.

Возможность сменить мобильного оператора и при этом оставить прежний номер, известный всем друзьям и коллегам, появилась у красноярцев 1 декабря этого года.

В силу вступили поправки в федеральный закон «О связи», одобренные год назад. Они обязали четырех операторов Красноярского края — МТС, «МегаФон», «Вымпелком» (бренд «Билайн») и «Ростелеком» — как и всех других в стране, отменить «мобильное рабство».

Внедрить услугу переносимости номеров — mobile number portability (MNP) — в апреле 2012 года предложил, будучи президентом, Дмитрий Медведев. К моменту вступления поправок в силу «большая тройка» (МТС, «Вымпелком», «МегаФон») в Красноярске рапортовала о полной готовности к введению услуги. Единственный оператор, который готов «отдавать», но пока не готов «принимать» абонентов со своими номерами, — «Ростелеком». Как пояснили в пресс-службе компании корреспонденту НГС.НОВОСТИ, такая возможность появится до 1 марта 2014 года.

«Открепляться» от своей не нужно. При этом абоненту выдается SIM-карта новой сети с прежним федеральным номером (на короткие номера услуга не распространяется. — Ю.Г.), а стоимость услуг по закону не должна превышать 100 руб. Представитель компании «Вымпелком» Анна Цой пояснила автору: «Портация происходит в день, согласованный с абонентом, так как в первые часы возможны ограничения связи».

Чтобы понять, насколько сотовые операторы готовы принять «перебежчиков», корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась в салоны «большой тройки». Принять заявление и продать SIM-карту согласились все. Любопытно, что в салоне «Билайна» на ул. К.Маркса, 129е ее предложили приобрести за 150–300 руб.: 100 руб. спишутся за подключение услуги, остальные — пойдут на счет. В салонах «Мегафон» по тому же адресу и МТС на ул. К.Маркса, 49г/4 готовы просто продать «симку» за 100 руб. и помочь выбрать тариф. О том, что, согласно закону, нужно погасить все долги перед текущим оператором, автору сообщила лишь менеджер салона МТС Дарья. Сотрудник «МегаФон» Дмитрий посоветовал «почитать» форумы о MNP, так как «еще толком никто ничего не понял».

При этом названные даты перехода разнятся. В салоне «Билайна» предупредили, что переход состоится не ранее 15 января 2014 года, в салоне «МегаФон» днем «икс» назвали 17 января, а в МТС и вовсе 1 апреля. До этого времени купленная SIM-карта будет иметь номер, принадлежащий новой сети.

Возможность варьировать дату операторам дало постановление Правительства России, подписанное в ноябре этого года. Оно продлило первоначальный срок рассмотрения заявления с 8 до 180 дней. Полный перевод должен быть осуществлен не позднее 15 апреля 2014 года.

Как пояснил представитель Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Роман Ушаков, причина — в необходимости времени на синхронизацию работы всей сети. К ней относятся и операторы, и компании, участвующие в оплате счетов, а самое главное — Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС), который будет отвечать за всю базу данных перенесенных номеров в рамках внедрения услуги. «Никто не хочет, чтобы люди бегали от компании к компании, а они хотят пользоваться связью в полном объеме», — подчеркнул г-н Ушаков. На начальном этапе у абонентов-«перебежчиков» могут появиться проблемы с роумингом, доступом в интернет и пополнением счета, говорят специалисты и советуют повременить.

О том, что не успеют внедрить услугу к 2013 году, операторы заявляли в момент принятия закона. Их поддержало и Минэкономразвития. Согласно заключению, опубликованному на официальном сайте ведомства, большинству стран — а их около 70 — понадобилось на переход 1,5–4 года. Первыми в 1999 году «отпустили» с номерами из своих сетей компании Великобритании и Нидерландов. Но «задача такого масштаба, как распространение MNP на всю территорию федерации, еще в мире нигде не решалась», — говорится в документе. Ввод MNP для 4 федеральных операторов в стране там оценили в 12 млрд руб. — на разработку программного обеспечения, закупку оборудования и обучение персонала.

Несмотря на значительные расходы, в Минэкономразвития услуге предрекли невостребованность. Для примера специалисты привели опыт других стран: в Беларуси, например, за 4 месяца ею воспользовались 0,019 % от общего числа абонентов, в Болгарии — 1 %, в Чехии — 0,1 %.

Рассказать, сколько человек в Красноярске решили сменить оператора вместе со своим номером с 1 декабря, в «большой тройке» операторов отказались. Отметили лишь, что «ажиотажа не наблюдают». В «МегаФоне» и вовсе заявили автору, что не считают убывших и прибывших. Однако издание «Известия» со ссылкой на Россвязь сообщает, что за два дня в России было подано 1114 заявлений.

Несмотря на статистику, эксперт рынка, главный редактор красноярского профильного портала Sibir-IX.ru Артем Щетников уверен: желающих много. Навряд ли кто-то будет «перебегать» к другому оператору из-за стоимости услуг, рассуждает он: «Тарифная политика операторов одинакова, сводится к предоставлению пакета определенных минут, SMS и мегабайт. Разница в копейках, выигрыш минимальный. Уйдут те, кто недоволен качеством покрытия сети». Но однозначного плюса для красноярцев он не видит — «мертвые зоны» есть у всех операторов.

Кроме того, эксперт назвал несколько минусов для компаний: «Оператору, к которому перебежало большее количество абонентов, придется сразу же думать о модернизации сети. Чем больше нагрузка на сеть, тем хуже связь у всех ее абонентов».

Операторы с массовым исходом клиентов будут вынуждены искать деньги на модернизацию, а значит, повышать тарифы, считает г-н Щетников.

Отмена «мобильного рабства» перед Новым годом, в принципе, не выгодна, делает вывод эксперт: «Это пиковый период, сети и так готовятся к нагрузкам, а тут еще надо перенести все данные. Что касается полной готовности — врут, как сивый мерин».

Юлия Глушко

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства