Город Отдал не глядя

Отдал не глядя

Банкомат в «Планете» раздал по ошибке до миллиона рублей, вернуть свои деньги банку будет проблематично

Банкомат Промсвязьбанка в ТРЦ «Планета» несколько дней выдавал вместо сторублевок 500-рублевые купюры. По словам очевидцев, вокруг банкомата буквально ходили хороводы — люди обналичивали деньги, отходили и возвращались за новой порцией «пятисоток». Сейчас щедрая раздача радужных банкнот остановлена, и банк просит вернуть деньги обратно — с теми, кто не откликнется, будет работать служба безопасности. Юристы и специалисты по банкам в успешное возвращение денег верят не особо. О том же свидетельствует и самый крупный случай выдачи денег из-за сбоя в банкомате, когда клиент Сбербанка получил 463 тыс. руб.

По информации Промсвязьбанка, инцидент произошел в минувшие субботу и воскресенье, 13 и 14 апреля. «Сотрудники организации, обслуживающей банкомат при закладке денег, перепутали кассеты с наличностью. И банкомат вместо 100-рублевых выдавал 500-рублевые купюры», — рассказывает представитель пресс-службы банка Светлана Елисеева.

По словам г-жи Елисеевой, ошибочная выдача денег (1,5 тыс. вместо 300 руб., 2 тыс. вместо 400 и т.д.) продолжалась все выходные и закончилась, когда запас 500-рублевок в кассете, где должны были быть 100-рублевки, почти иссяк. Общую сумму обналиченных по ошибке средств в банке не называют. Если учесть, что емкость одной кассеты в банкомате NCR 5877 cоставляет 2500 купюр, то «пятисотками» выдано могло быть до 1 млн 250 тыс. руб. вместо предполагаемых 250 тыс. руб. сотенными.

Побывав в ТРЦ «Планета», автор обнаружил банкомат Промсвязьбанка у входа в заведение со стороны ледового дворца «Арена.Север». Близ банкомата расположены гипермаркеты «Леонардо», офис компании «Ростелеком», два бутика бижутерии.

Стажер-продавец гипермаркета «Леонардо» Юлия сообщила автору, что продавцы заметили странности в работе банкомата еще в середине прошлой недели: «Все началось еще, наверное, в четверг. А на выходных был как раз юбилей «Планеты». Народу у банкомата было просто пресс. Парни отходили от него с пачками денег. Потом снова возвращались, вставляли карты, снимали новые деньги. Все кому-то звонили, рассказывали». Сама Юлия полагает, что особой вины в действиях клиентов банкомата нет — «люди просили одну сумму и по ошибке банка получали другую».

Банкомат Промсвязьбанка расположен у самого входа в «Планету» со стороны «Арены.Север»

По данным пресс-службы банка, прервать аттракцион невиданной щедрости решился только 30-летний мужчина, сообщивший о происходящем в СМИ и добровольно сдавший полученные деньги в банк. Кроме него на момент подготовки материала деньги в банк больше никто не вернул.

«Служба безопасности банка начала сегодня (во вторник, 16 апреля. — А.П.) расследование инцидента, устанавливаются личности пользователей банкомата в те дни, — говорит представитель банка Светлана Елисеева. — Все их действия зафиксировали камеры «Планеты» и самого устройства, паспортные данные можно установить по использованным банковским картам. Если люди не придут сами, их обязательно позовут».

В полиции заявили, что никаких разбирательств по поводу инцидента не проводится. Как пояснил автору заместитель начальника пресс-службы ГУВД Красноярского края Владимир Юрченко, «действия клиентов банкомата можно расценить как «необоснованное обогащение». Это сфера гражданско-правовых отношений, к которым полиция не имеет никакого отношения. Решать проблему с клиентами предстоит самому банку».

Специалист по гражданскому праву, адвокат Олег Бобровский полагает, что доказать факт необоснованного обогащения банку будет проблематично.

По словам специалиста, одних фотографий клиента и сведений о его карте мало. Необходимо, чтобы банкомат еще и фиксировал реально выданные суммы: что человек на запрос 100 руб. по факту получил в 5 раз больше.

В российской компании ВТЕ (специализируется на ремонте банкоматов. — А.П.) автору пояснили, что все операции с банкоматом фиксирует специальный принтер. Устройство расположено на каждой кассете с наличными и настроено на определенный номинал. В компании не исключили, что если купюры в кассете были перепутаны, то принтер мог вместо выданных по факту 500 руб. зафиксировать выдачу 100 руб.

Специалисты ВТЕ уверяют, что ошибки при заправке банкомата купюрами бывают крайне редко. Однако опыт Красноярского края свидетельствует, что подобные инциденты бывают довольно часто, и жертвой ошибки может стать даже Сбербанк.

Летом 2011 года 22-летний житель Назарова попытался снять со своей карты 46 тыс. руб. Сняв в три захода сумму, парень обнаружил, что на его счете по-прежнему 46 тыс. руб. Воспользовавшись сбоем, парень снял с карты 463 тыс. руб. За 5 дней он потратил все деньги в ночных клубах и саунах Красноярска и, вернувшись в Назарово, был задержан полицией. Однако получить деньги обратно Сбербанку так и не удалось. Как узнал корреспондент НГС.НОВОСТИ, в ходе расследования выяснилось, что деньги были получены из-за ошибки программного обеспечения и поэтому действия молодого человека не подлежали уголовному преследованию. От добровольного возмещения ущерба он отказался.

Судьбу сотрудника обслуживающей организации, перепутавшего кассеты с наличностью, в пресс-службе Промсвязьбанка прокомментировать не смогли: «Человеческий фактор. В административном порядке обслуживающая компания будет наказана. Сказать, что человека уволят, на данный момент мы не можем».

Антон Понарин

Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства