Развлечения Путешествие на выходные Старинная узкоколейка и четыре часа в каменном лабиринте: путешествие выходного дня в Большую Орешную пещеру

Старинная узкоколейка и четыре часа в каменном лабиринте: путешествие выходного дня в Большую Орешную пещеру

Показываем, как можно попасть в одну из самых длинных пещер России

Путь до пещеры недолгий, но будьте готовы к трудностям на последнем участке

Во время поездок NGS24.RU за репортажами в Хабайдак, Колбинское или Хайдак мы постоянно проезжали указатель на село Орешное. Именно там находится одна из самых длинных пещер в России (от 47 до 58 км, по разным оценкам), но времени на ее посещение всё не находилось. В последний раз мы все-таки побывали в Орешном и посетили пещеру с опытным проводником. Подробно рассказываем, что вас ждет на маршруте.

Ехать до села Орешное из Красноярска на машине около двух часов, по навигатору получается 143 километра. Ближе к точке назначения дорога переходит в грунтовку, но всё равно в приличном состоянии.

Маршрут от Красноярска до Орешного

Орешное — довольно протяженное село. В 1950-е здесь насчитывалось до 5 тысяч жителей. Едем к началу узкоколейки — она в конце современной улицы Железнодорожной. Машины паркуйте здесь — дальше пешком порядка 3 километров. Дорога без перепадов высоты. Жалко, что рельсов и других свидетельств прошлого здесь не осталось, хотя местные помнят, что были поселки рабочих на каждой станции. А речку Таежный Баджей перекрывали плотиной для сплава леса.

Основатель туркомпании «Альтамира» Игорь Бурмак создал подробную карту местности и следит за сохранением того, что осталось. Например, старого литовского кладбища неподалеку.

Зимой нам показали рельсы от старой дороги

О самой узкоколейке есть несколько документов в архивах Красноярского края. К 90-летию работники ведомства нашли любопытный документ — о пробном пуске состава по узкоколейке летом 1947 года:

Приказ от 04.11.1947 г. № 163: «…Прокладка дороги с балластировкой дошла до лесных массивов. Построен тупик на верхнем складе на ПК-136, где сделан запас леса для вывозки по железной дороге. В целях апробирования УКЖД для целей лесоперевозки в осенне-зимний сезон 1947–1948 г. приказываю: 5 ноября 1947 г. в 14 часов местного времени отправить первый состав, груженный лесом, со склада ПК-136 до склада Нарва. Ответственным за продвижение первого эшелона назначаю начальника строительства тов. Орловского и инженера Чепиго. Поезд должен состоять из 8 вагонов с нагрузкой на вагон по 8 кубометров, всего 64 куб. Скорость движения поезда от ПК-136 до ПК- 52 — 8 км/ч, от ПК-52 до склада — 12 км/ч. Тов. Орловскому обеспечить безопасность движения первого эшелона, для чего поставить путевых сторожей из расчета 1 человек на 2 км. пути, снабдив их необходимым инструментом и сигнальными флажками, кроме того, отдельно установить сторожей на переездах, снабдив их сигнальными флажками… на тормозных вагонах поместить кондукторов…»

Узкоколейка проходила по этой прямой дороге
Протяженность узкоколейки — 40 километров. На пути к пещерам уже растащили все рельсы, не говоря о более ценных артефактах. Не исключено, что на более диких участках еще можно что-то найти

Пещера Большая Орешная — самая доступная из всех, что расположены в этих местах. Пройти маршрут в ней можно без специального снаряжения, когда как в другие пещеры (например, Баджейскую) спускаются на веревках через каменный 20-метровый «колодец». Неподготовленных туристов этот момент отпугивает.

Но есть в посещении Орешной один большой минус — это экстремальный 700-метровый подъем в гору. На него пришлось потратить больше часа. Внутри самой пещеры всё несколько проще.

Места здесь живописные, но не забудьте резиновые сапоги

Наверху есть место для привала и табличка «Национальный памятник Пещера Большая Орешная». Охраняемого статуса пещера не имеет, и туристы могут попасть в нее без ограничений. Однако мы советуем идти внутрь только в сопровождении опытного гида. За ним мы ходили на протяжении 4(!) часов. Ну как, ходили — ползали, протискивались и иногда вставали в полный рост. Едва ли мы смогли бы найти путь назад самостоятельно.

Пещеру можно посетить без специального снаряжения и подготовки
На выходе из пещеры очень пригодился выданный напрокат комбинезон

Обычно участникам организованных туров в пещеру выдают комбинезоны, каски. Не пренебрегайте ими, поскольку ваша одежда после таких вылазок может испачкаться и порваться. Обычно прокат этих вещей не входит в стоимость тура. Считают отдельно — 1600 рублей за услуги гида, 300 рублей за аренду комбинезона и еще 50 рублей за сапоги. В зависимости от туроператора цены могут отличаться.

Начальный маршрут идет до грота «Грандиозный» — самого большого по площади в пещере. Но благодаря ее извилистому строению, масштабы сложно ощутить. Мы прошли дальше — до грота с романтичным названием «Акрополь». Вот здесь воображение рисует арочные своды, колонны посреди больших залов.

К гроту «Грандиозный» мы пробирались около часа

С нашей группой провели традиционный эксперимент — выключить фонарики и посидеть в полной тишине минуту-другую. Перегруженные звуками города, гаджетами, мы здесь ощутили себя оторванными от всего привычного. Кому-то было хорошо, кто-то хотел побыстрее вернуться в привычный мир.

Вы также можете почитать рассказ журналистки NGS24.RU Юлии Глушко о путешествии в пещеру Караульная под Красноярском.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства