В эти выходные клуб проводит последние вечеринки и распродажу вещей
В наступающие выходные культовый клуб Красноярска «Эра» распродает вещи и навсегда закрывается. Андеграундная тусовка Красноярска продолжает терять свои культовые места — в 2014 году по подобному сценарию закрылся легендарный «Че Гевара». До своего 10-летия «Эра» не дожила буквально несколько месяцев. Завсегдатаям клуб запомнился чумовыми вечеринками, бесплатным входом для «своих», отсутствием дресс-кода и дешевыми коктейлями, и, конечно же, музыкой. Чем ещё привлекала «Эра» и какой след оставила в истории Красноярска — в материале ниже.
История «Эры» началась в далеком 2008 году. На тот момент в городе преобладали гламурные заведения, тогда как любителям рока и альтернативной музыки тусить было практически негде, кроме «Ломбарда» (да-да, тот самый, расположенный прямо во дворах у Госнаркоконтроля). Поэтому он как магнит притянул молодежь, став стартовой площадкой для будущих создателей «Эры». Там же сформировался концепт мероприятий: в пятницу — рок, в субботу — дискотеки. Тема «зашла», народ валом валил, места стало не хватать. Поэтому один из руководителей «Ломбарда» — Денис Кочергин, решил открыть более вместительную площадку.
К нему подключились и помогали в тот момент на волонтерских началах создавать клуб Миша «Шум» Шилов, Вадим «Диско Люк» Шарапов, Саша Клевцов, Сергей «Кузнец» Кузнецов, Паша «13» Тимофеев, Ярослав Жуковский. В аренду взяли подвал, где раньше размещалось казино «Енисей-Батюшка». Из-за поднятия реки в 2006 году помещение изрядно подтопило, поэтому оно нуждалось в срочном ремонте. Так, можно сказать, что история «Эры» началась со стройки, причем вся работа делалась своими руками. Через месяц труда помещение стало походить на клуб.
— Мы попали в совершенно неадаптированное помещение, — вспоминает Сергей Кузнецов. — Большая часть нынешнего танцпола состояла из небольших кабинок. Чтобы освободить площадь, все эти перегородки пришлось сносить. К тому же, нам пришлось буквально вручную выдалбливать пол под танцпол. Но мы строили и не сомневались, что «выстрелит», а вообще когда тебе двадцать, то ты вообще ни в чем не сомневаешься.
Первый танцпол был бетонный. С таким и открылись. И когда собравшаяся толпа начала жарко отплясывать, вся эта бетонная пыль поднялась в воздух. Однако это не смутило гостей свежеиспеченного клуба, и даже напротив, подогрело, а облако едкой пыли подчеркнуло всю хардкорность этого места.
— Помню, перед одной из самых первых массовых вечеринок — «Стиляги», мы покрасили пол водорастворимой синей краской. Когда пришли люди, вся эта краска поднялась в воздух и гости ходили с синими подтеками из-под носа, в убитой обуви. И было неважно. Такого места в городе не было, это было супер-круто. Людей привлек этот подпольный андеграунд, а не заведения с мягкими диванами и розовой подсветкой, — продолжает Сергей.
Кстати, название тоже возникло не сразу. Было проштудировано очень много вариантов, команда тратила целые вечера. Остановились на электро-рок-андеграунд — Э.Р.А. Изначально название так и писалось с точками, а уже позже слово срослось, время стерло границы.
Популярности новому клубу долго ждать не пришлось. Слухи, что ребята делают что-то «такое», распространились задолго до открытия, поэтому уже на первую вечеринку пришло очень много людей.
— Это был очень крутой эксперимент, в России такого не было, я говорю на полном серьезе, — рассказал НГС.НОВОСТИ Паша «Тринадцатый». — Это не просто клуб, это дом для многих людей. Там выросло несколько поколений, сформировался достаточно большой культурный пласт людей, которые сейчас в принципе какой-то культурой двигают. Краудсорсинговый проект в чистом виде.
За десять лет жизни у «Эры» накопились гигабайты ярких моментов и фантастических событий. Да взять хотя бы легендарные «Party Monster», чумовые «Стиляги», всеми любимые iPod BATTLE, незабываемые Fried Day. А приезд группы «Маша и Медведи» или космическое выступление «Сансары» и «Animal Jazz». В общем, всего и не перечислишь.
— Мне запомнился концерт группы «My Own Private Alaska» — французская группа, играющая в стиле screamo. Это был один из первых зарубежных привозов, — вспоминает Сергей Кузнецов. — Помню момент, когда мы строили «Эру», таскали кирпичи и просто слушали этих чуваков, восхищаясь их музыкой. А потом в один момент мы с Сашей Клевцовым стоим на танцполе, слушаем эту самую группу и понимаем — вот, оно самое, не зря.
Постепенно «Эра» обрастала новым оборудованием и уютными местечками. Так повелось, что по субботам в небольшом закуточке прихожей стали звучать барабан, баян и гитара. Позже комнатка обзавелась небольшим баром, домашней обстановкой и постоянными слушателями. А также бессменными исполнителями. Место окрестили «Чебуречкой». Там в течение пяти лет сформировался коллектив «Кузнец и Пастух». Ребята играли инструментальные кавер-версии, свой материал. А потом стали писать тексты и родилась группа «Твое Далеко».
— Когда по субботам играло жёсткое технище, можно было сменить локацию и оказаться в теплой ламповой атмосфере «Чебуречки», послушать баяногитарные кавер-версии, попеть. А по пятницам мы часто играли там в Guitar Hero. Спустя какое-то время она прямо обросла людьми и практически также качала, как у пацанов концерты, — вспоминает Паша «Тринадцатый».
Мнения посетителей по поводу закрытия клуба разделились. Однако большинство всё же с грустью отмечает, что с «Эрой» уйдет целая эпоха.
— С личной точки зрения, я лишаюсь именно тусовки, — рассказала НГС.НОВОСТИ Юлия Котельникова. — Я редко ходила в «Эру» одна, но «пре пати», «афтерпати», и, собственно, «пати», там выглядели как «пришли втроем с друзьями, встретили всех знакомых», причем, такая схема действовала и для 16-летних, и для 30+. И для простого посещения, и для Нового года. Я всегда считала, что у нас как-то мало эксплуатируется тема карнавалов, например, одного 31 октября явно маловато для веселья. Музыкальный оригинальный контент я бы описала как «и попеть, и поплясать, и просветиться». Это правда труд, и команда «Эры» производила впечатление настоящей семьи.
— Мой первый и единственный клуб, где хотелось тусоваться каждые выходные, — отмечает Ксения Махалова. — Особенно с пятницы на субботу, знаменитые эровские Friday с живым роком от «Лилипутской любви» до Dani California. Никогда не забуду первый приезд группы SunSay и Андрея Запорожца в Красноярск, потому что это случилось именно в «Эре». Несмотря на то, что пару раз вырубались колонки, атмосфера была волшебная.
Помимо музыки завсегдатаи отмечают приемлемые цены на горячительные напитки, отсутствие тупых конкурсов и неповторимую энергетику этого места. «"Эра" крута. (..) а цены такие, что на 500 рублей можно упиться до состояния полной невменяемости, проверено. Клевая музыка, люди отличные», — пишет на «Флампе» пользователь ilve87 (орфография и пунктуация автора сохранена. — Прим.ред.).
Есть и другие отзывы. К примеру, пользователь с ником goldninja на «Флампе» недовольна «маленьким танцполом и полупридурошными подростками», а rudenko1213 отмечает «странных молодых людей с непонятной ориентацией». «Космический пират» также на «Флампе» пишет, что «"Эра" скатилась и раньше была намного лучше и народу больше», но «видимо время "Эры" пришло и реанимировать уже мертвого пациента — уже не получится» (орфография и пунктуация авторов сохранена. — Прим.ред.).
— «Эра» умерла для меня уже года два назад, просто морально устарела, — рассказала НГС.НОВОСТИ частая гостья клуба Кристина Макарова. — Поэтому это фактическое закрытие у меня особо никаких чувств не вызывает. Не могу сказать, что у меня поменялось отношение, просто любое заведение требует ребрендинга каждые 5 лет. Поколение, тренды и прочее ведь меняется, а атмосфера вечного 2008-го надоедает. Это клуб для субкультур, а у нынешнего поколения их особо нет, поэтому и ходить туда некому.
С грустью о закрытии отзываются и резиденты клуба, которые, кстати, лишаются одной из самых удобных площадок для выступления. Некоторые музыканты были просто не готовы к такому повороту.
— Всё в этом городе рано или поздно закрывается, но такого конца для «Эры» я не ждала. Как не ждёшь, например, своей старости, — рассказывает солистка группы «Barbarella» Настя Цыганова. — Да, внутри было не «лакшери», да, закрытие было неизбежно, но не сейчас — ведь остались люди, которым нужно место, где можно отпустить проблемы, поорать любимые песни, выплясать дурь. Теперь таких заведений, где на тебя никто косо не посмотрит, в городе нет. Мы, конечно, играем и на других площадках — но они не такие привычные! В «Харатс» не так душевно, а в «Юшине» нет нормального места для сцены и нельзя шуметь после 23:00 — рядом жилые дома. Публика другая, незнакомая, с более потребительским кабацким отношением.
— Таких клубов, как «Эра», в стране единицы. Это я говорю как гастролирующий по стране человек, — рассказывает музыкант Александр Назаров («Я НЕМО»). — Музыканты очень ценят хорошее к себе отношение, и в целом адекват. «Эра» этим была хороша. Для Красноярска, естественно, это тоже культовое место — не будь «Эры», мы бы не увидели многих концертов.
Узнать официальную причину закрытия нам не удалось — у руководства заведения не нашлось времени с нами пообщаться. Однако приближенные к владельцу источники отмечают, что внутренним кругом закрытие ожидалось ещё пару лет назад. Основные причины — высокая арендная плата, конкуренция и выгорание идейных двигателей.
— «Эра», конечно, не курица, несущая золотые яйца, но другого места нет, и по своему желанию закрывать его было бы кощунством, — отмечает Сергей Кузнецов. — Потому что это Мекка культурной жизни Красноярска, Дом культуры, до сих пор. Без ложной скромности. Других концертных площадок такого формата нет. Всё это было близко и понятно, причем самый большой плюс «Эры», на мой взгляд, — отсутствие пошлости и стереотипов, которые транслируются гламурными клубами. Всё было по-доброму, по-настоящему, а главной жемчужиной всего этого движения была хорошая качественная музыка. Мы собирали друзей в своих стенах, людей, которые нигде бы иначе не собрались. Мы были рады всем.
Фото: Роман Киркоров, Артём Дайнега, Сергей Сошенко
В «Одноклассниках» тоже есть новости. Подписываемся!
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)