Пока мы тут прохлаждаемся, Зак Снайдер, получив хорошие дивиденды от «Человека из стали», объявил о сиквеле, нашел на него денег, утвердил комикс, который будет положен в основу сценария, и теперь занят поисками актера на роль Бэтмена. Поскольку Кристиан Бэйл после третьей части нолановской версии отказался быть Уэйном впредь, кастинг стоит нешуточный. Во-первых, требуется никак не разочаровать миллионную толпу фанатов, привыкших видеть Бэйла в маске; во-вторых, актер должен быть изрядно потрепан жизнью и обладать возрастными данными «слегка за сорок». Пока самой вероятной кажется кандидатура Джоша Бролина, не так давно громившего Микки Коэна в «Охотниках за гангстерами». Кроме очевидного сходства с требуемым типажом, Бролин здорово похож и на своего предшественника в этой роли, а это, согласитесь, плюсик.
Если кто забыл, Супермен и Бэтмен – герои одной вселенной, которые проживают чуть ли не в соседних городах и применяют немного разные методы борьбы с преступностью. По сценарию, изрядно постаревший Брюс Уэйн решает снова выйти на тропу войны, наряжается летучей мышью и выходит на охоту. Утихомирить разбушевавшегося пенсионера отправляют Кларка Кента. Там-то, на улицах Готэм-сити, два гиганта и столкнутся, при этом подробности встречи вроде как не скрываются: Бэтмен – вообще единственный парень, которому удалось перехитрить и забороть Супермена, при том, что он сам инопланетными спецэффектами не обладает. Релиз проекта, в котором добро будет побеждать добро, предварительно назначен на 2015 год.
Чтобы скрасить ожидание, редакция сайта решила мельком взглянуть на ретроспективу персонажа и выяснить, почему Брюс Уэйн стал крутым только после встречи с Кристофером Ноланом.
Бэтмен (1943)
Льюис Уилсон
Номинально первым полнометражным фильмом о Бэтмене считается экранизация 1966 года с Адамом Уэстом в роли ушастого. Однако выпуск этой версии был ознаменован успехом сериала 1943 года, где за мышь был Льюис Уилсон, который после этой роли никаких серьезных предложений более не получал. В 15 сериях по 17 минут главный герой совместно со своим помощником Робином выбивает злодеям зубы и раскрывает их коварные планы. Как было заведено в сороковых, картина черно-белая, с шипящим закадровым голосом. Что касается постановки, тут при просмотре нужно делать серьезную оглядку на время создания: дискомфорт доставляет практически всё – от напыщенных антагонистов до трусиков Робина.
Всерьез погружаться в первую экранизацию комиксов о Бэтмене стоит разве что самым яростным фанатам, которым любопытны истоки одной из самых дорогих современных франшиз.
Бэтмен (1989), Бэтмен возвращается (1992)
Майкл Китон
В конце 80-х за историю Бэтмена берется сказочник Бёртон, чем приносит герою бешеную популярность далеко за пределами комикс-гиков. Полноценные игровые фильмы с Пингвином, Джокером в исполнении Николсона и Женщиной-кошкой стали классикой того времени, несмотря на гротеск, который Бёртон пихал и продолжает пихать в свои фильмы.
Майкл Китон тогда показал уже обновленного героя, чья деятельность за пределами маски так же важна, как и его альтер-эго: миллионер Брюс Уэйн старается бороться не только с помощью кулаков, но и с помощью связей.
Бэтмен навсегда (1995)
Вэл Килмер
Продолжить франшизу Бёртон решил в качестве продюсера, уступив режиссерское кресло Джоэлю Шумахеру, чей опыт работы в комикс-кино равнялся нулю. Бэтмен поменялся тоже: он заметно округлился благодаря Килмеру и слегка заскучал. На выручку обленившемуся супергерою приходит парень по имени Робин, а также Двуликий и Загадочник, которые, как и полагается антагонистам, вовсю хулиганят.
Из всей серии четырех картин эта – самая спокойная и в целом достойно продолжает заданный Бёртоном курс. Джим Керри, Томми Ли Джонс и Николь Кидман в роли подружки (почти как у Бонда) из кадра не выбиваются, и это главное.
Бэтмен и Робин (1997)
Джордж Клуни
Самый провальный проект о рыцаре ночи, разгромленный критиками и зрителями в первый же премьерный уик-энд. В картине задействовано огромное количество звезд: Ума Турман в роли похотливого растения, Арнольд Шварценеггер в роли холодильника, Алисия Сильверстоун и сам сэр Клуни, – все эти люди проект никак не спасают. Антагонисты немногим более смешны, чем главный герой, что в целом превращает картину в отвратительный водевиль.
Несмотря на кое-какое опыт, полученный Шумахером на съемках предыдущей картины, все сделанные ошибки он благополучно перетащил в «Бэтмена и Робина», чем обрек релиз на низкие кассовые сборы. На режиссерскую карьеру это, однако, не повлияло: Джоэль продолжает снимать свой мрачняк, балансируя в отзывах критиков на грани оценок «хорошо» и «удовлетворительно».
Бэтмен: Начало (2005), Тёмный рыцарь (2008), Тёмный рыцарь: Возрождение легенды (2012)
Кристиан Бэйл
Зловещая трилогия, ставшая классикой сразу после премьеры последнего фильма. Этой работой Нолан показал совершенно новый уровень обращения с персонажами комиксов, сделав их максимально реалистичными. Картины в стиле неонуар отличаются высоким техническим уровнем и глубоким философским подтекстом: Нолан не брал за основу какие-то конкретные комиксы, он заново выдумал мир Готэм-сити и органично вписал в него слегка переработанных персонажей, которые не имеют со своими книжными корнями ничего общего.
Страх, хаос и боль – основные ниточки, протянутые через проект, при этом напряжение в каждом последующем фильме несоизмеримо больше, чем в предыдущем: «Возрождение легенды» обнажило перед зрителем совершенно другого мастера. Настоящий саспенс в масштабе целого города, отсутствие «картонности», потрясающая постановка, вовлекающая зрителя в действие, – то, чего не хватало Бэтмену все эти годы. Сюда же можно добавить посмертный «Оскар» Хиту Леджеру за роль Джокера в «Темном рыцаре» и отказ студии снимать этого персонажа в дальнейшем, чтобы увековечить его работу.
В сиквеле «Супермена» Нолан выступает сценаристом и продюсером, при этом можно быть уверенным, что проработкой персонажа постаревшего Уэйна он займется лично. Чем закончится кастинг, мы узнаем уже в ближайшее время.