В первый день лета весь мир традиционно отмечает День защиты детей, обращая внимание на их права. С оглушительными речами выступают заступники ювенальной юстиции, противники абортов, женщины-председатели различных комитетов. Сами же дети, как и в любой другой день, сидят по песочницам и радуются жизни. Тем более, что погода располагает не сидеть перед телевизором и не пытаться вникнуть во взрослые беседы.
Детям Голливуда повезло чуточку меньше. Когда деревья были большими, а гонорары – чисто символическими, сегодняшние звезды ковровых дорожек и желтых таблоидов снимались в большом кино. Совсем не детском, где достаточно показать себя обыкновенным ребенком, а в таких проектах, которые требовали неизведанного эмоционального опыта и необыкновенной выдержки, ведь сниматься приходилось с состоявшимися актерами, под присмотром самых кассовых режиссеров своего времени.
В сегодняшней подборке рубрики «Кинотоп» – детские стартапы ныне востребованных актеров.
Империя Солнца (1987)
Кристиан Бэйл, 13 лет
Пожалуй, этот проект в сегодняшнем обзоре обязан находиться в топе хотя бы за то, что постановщиком выступил его высочество Стивен Спилберг. По сюжету, юный Джим, сын дипломата, разлучается с родителями в толпе во время эвакуации Шанхая в 1941 году. Оставшись без жизненного ориентира, он прибивается к лагерю интернированных, где каждый день – это выбор между жизнью и предательством.
Акцент в картине сделан на взрослении духа Джима: если в начале он предстает перед зрителем как надменный, жестокий мальчишка, то в конце он – изуродованный войной ребенок, который уже вряд ли понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Даже родителей он узнает с большим трудом: за эмоциональную сцену воссоединения семей Спилбергу стоило пожать руку, если бы не его стремление декорировать подобными эмоциями каждый свой проект.
Недюжий драматический талант Бэйла уже в зрелом возрасте привел его к главным ролям в «Американском психопате», «Престиже», «Поезде на Юму», но наибольшую известность актеру принесло амплуа мистера Уэйна – миллионера, филантропа, казановы и мстителя в маске.
Вечно молодой (1992)
Элайджа Вуд, 12 лет
Конечно, первой запоминающейся ролью Вуда был мальчонка в бейсболке у игрового автомата во второй части «Назад в будущее». Однако первым действительно заметным появлением Вуда в большом кино стала драма «Вечно молодой» с Мэлом Гибсоном в главной роли.
По сюжету, летчик-испытатель Дэни решается на криогенный эксперимент, чтобы проснуться в одно время со своей возлюбленной, впавшей в кому. Эксперимент затягивается, и Дэни вместо того, чтобы проснуться через год, спит до 1992-го, где пара мальчишек находят его и случайно будят. А потом он разыскивает этих мальчишек и селится у одного из них дома, думая, что делать дальше. Тут чуткая мама Клэр и впечатлительный Нэт – наш Фродо – помогают герою с его проблемой, невзирая на то, что поверить в его историю может только дурак.
Кроме главной роли в трилогии Питера Джексона, самая заметная роль Вуда – Желтый Ублюдок в «Городе грехов» Фрэнка Миллера. Однако его Фродо в последнее время так много, что отсутствие значимых ролей иного плана не слишком-то и смущает.
Леон (1994)
Натали Портман, 13 лет
Первая роль Портман – и сразу у Люка Бессона, который уже тогда слыл своим стилем далеко за пределами родной Франции. Ее героиня Матильда – одна из троих детей мелкого жулика, который проворовался у своего босса, отчего этот босс, по совместительству еще и комиссар наркоконтроля, врывается к ним в квартиру и расстреливает все семейство. Кроме Матильды: ей удается укрыться у соседа по имени Леон. Тот оказывается первоклассным киллером и, немного покочевряжившись, он берет Матильду в ученицы.
Все творчество Бессона объединяет женский образ хрупкой воительницы, которая бесстрашно бросается в пекло в надежде запомниться зрителю жертвой. Такой была и Матильда в исполнении 13-летней Портман, только еще и слишком маленькой, чтобы принимать такие взрослые решения. На этом контрасте «Леон» и выполз в верхушку топа лучших фильмов всех времен, также отчасти благодаря финальному аккорду Стинга в заключительной сцене. Натали Портман же с таким трамплином стала настоящей дивой современного кинематографа, снявшись у Лукаса в качестве принцессы Амидалы. А два года назад актриса обзавелась «Оскаром» за роль балерины, страдающей шизофренией.
Интервью с вампиром (1994)
Кирстен Данст, 12 лет
Кирстен Данст свою коллегу умудрилась обогнать: в возрасте 12 лет актрисе повезло сняться у Нила Джордана в «Интервью с вампиром», где она дополнила экранный дуэт Тома Круза и Брэда Питта. С последним Данст даже удалось поцеловаться. Готический триллер по роману Энн Райс – не первый экранный опыт Данст, однако именно здесь она показала себя в полный рост, демонстрируя комфортную игру плечом к плечу с уже состоявшимися звездами, которые на тот момент били все рекорды по размерам гонорара.
Сейчас Данст берется преимущественно за характерные картины, из последних заметных работ – «Меланхолия» Ларса фон Триера, которая взяла Золотую пальмовую ветвь в Каннах, и «На дороге» Уолтера Саллеса, который на аналогичную награду только претендовал.
Комната страха (2002)
Кристен Стюарт, 12 лет
Одну из своих первых ролей будущая «сумеречная» Бэлла получила у Дэвида Финчера в триллере «Комната страха». В основном – из-за сходства с Джоди Фостер, которая играет ее мать. По сюжету, героини переезжают в огромный особняк на Манхэттене, который оборудован специальной аварийной комнатой, где есть всё необходимое на экстренный случай. Этот самый случай наступает практически незамедлительно: в дом лезут воры, которым нужно нечто, что находится в этой комнате, однако перепуганные героини теперь тоже там находятся: несколько дюймов стали не дают грабителям забрать искомое, а страх не дает героиням открыть дверь.
Конечно, это не такой Финчер, к которому все прикипели со времен «Семь», «Игры» и «Бойцовского клуба». Больше коммерческая, чем характерная «Комната страха» играет на базовых чувствах зрителя, не разбавляя ощущение замкнутого пространства чем-нибудь похитрее. Впрочем, и Стюарт здесь не та, к которой мы привыкли: здесь девочка рот не разевает, а старается соответствовать окружению в составе Джоди Фостер, Фореста Уитакера и Джареда Лето. Впрочем, с выходом уже упомянутого «На дороге» по роману Керуака, где Стюарт сыграла жену Дина Мориарти Мэрилу, актриса реабилитировала опыт нескольких последних лет, сведя риск застрять в одной роли к минимуму.
Впрочем, что выросло – то выросло. Это ведь только в Советском Союзе Наташа Гусева так и останется Алисой Селезневой, а Саша Кавалеров – Мамочкой, что, впрочем, на указанные роли никакой тени не бросает. Просто в другой лиге взрослеющие актеры могут играть за пределами песочницы.