31 марта релизу культовой «Матрицы» братьев Вачовски исполнилось 14 лет. За такой значительный срок технологии использования визуальных эффектов выросли на четыре головы, а эпичность происходящего на экранах начала зашкаливать за пределы разумного. Почти три часа в кинотеатре под напором перестрелок и взрывов в новых мирах уже никого не удивляют. «Матрица» же в своем роде стала вехой в развитии специальных эффектов в основном благодаря технологии 'Bullet Time', которая заключается в эффекте динамической съемки при замедленном практически до полной остановки действии. Метод до безобразия прост: вокруг нужного объекта плотным кружком выстраиваются камеры, которые фиксируют определенное действие. При монтаже с каждой камеры берется один и тот же кадр, и на выходе получается так, что камера двигается, а объект – нет. В случае «Матрицы» эффект был усовершенствован: камеры фиксировали движение, поэтому статичные моменты в картине отсутствуют.
А начиналось всё довольно безобидно. Потребность показывать зрителю то, чего в привычном мире не существует, возникла практически одновременно с рождением кинематографа. В те далекие годы отсутствие компьютера как явления толкало создателей на подвиги: ручное раскрашивание кадров, использование пиротехники, постройку уменьшенных макетов целых городов, комбинированные съемки и склейки кусков кадров «из того, что было».
Первой же картиной, где использовались спецэффекты, была короткометражка Жоржа Мельеса «Замок дьявола» (1896), где использовалась техника стоп-кадра для плавного появления и исчезновения людей и объектов. Сам Мельес, вписанный в историю как один из основоположников кинематографа, является «создателем» множества спецэффектов, основанных на изменении частоты киносъемки. Именно его опыт Голливуд заимствовал и совершенствовал до тех пор, пока в двадцатые годы впервые не была применена комбинированная съемка. Классическим примером использования технологии принято считать «Метрополис» Фрица Ланга (1927), где помимо макетной съемки можно заметить покадровую анимацию, множественную экспозицию и так называемый процесс Шюффтана, который позволял вписывать живых людей в макет на этапе съемки, без постпродакшна и сложного наслаивания материала. Для 1927 года всё это выглядит более, чем нереально.
Примерно в то же время на усилия операторов обращает внимание Американская киноакадемия. Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, куда по доброте душевной одно время входил также труд звукооператоров, монтажеров, гримеров и декораторов, впервые была вручена в 1929 году ленте «Крылья», которая по сей день считается образцовым эпичным кинополотном Голливуда. Картина черно-белая, немая, а действие во многом опирается на пластику главных героев, что при 2,5-часовом хронометраже выглядит практически невыносимым испытанием для современного зрителя. И это несмотря на обширные боевые сцены с участием авиации.
Вместе с ростом требований к уровню специальных эффектов премия за достижения в области визуализации нереалистичных сцен обособилась от прочих узких областей производства и стала выделять каждый год действительно достойных мастеров своего дела. Если «Матрица» продемонстрировала качественный рост уровня спецэффектов для своего времени, сегодня рост идет по экспоненте, а киноиндустрия с каждым годом удивляет всё больше и больше. К сегодняшнему дню персонажи картин умеют покорять далекие звездные системы, взаимодействовать с анимированными персонажами, жить в выдуманных мирах, с помощью сложной системы датчиков передавать свою мимику и движения нарисованным объектам, не обращать внимания на гравитацию, да вообще практически всё, что придет в голову сценаристам.
Чтобы не быть голословными, мы собрали ретроспективу развития спецэффектов в кино от 20-х годов до наших дней. Все картины, принявшие участие в подборке, за исключением «Метрополиса», являются лауреатами премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Вслед за увиденным, остается только представить, каким бы был окружающий мир, если бы повседневные технологии совершенствовались так же быстро, как в кино.
Фото: Видео Карла ФРОЙНДА, Гарри ПЕРРИ, Виктора МИЛНЕРА, Франца ПЛАНЕРА, Пола ФОГЕЛА, Джефри АНСУОРТА, Гилберта ТЕЙЛОРА, Дина КАНДИ, Адама ГРИНБЕРГА, Билла ПОУПА, Эндрю ЛЕСНИ, Мауро ФИОРЕ, Уолли ПФИСТЕРА, Клаудио МИРАНДЫ, монтаж Павла ВАСИЛЬЕВА