В ночь с 24 на 25 февраля состоялась церемония вручения премий Американской киноакадемии. Ведущего мероприятия Сета МакФарлейна на следующий день растоптали критики за выходку с сиськами и еще ряд шуток, которые никак не вписывались в торжественную обстановку театра «Кодак». При этом это была едва ли не первая церемония в истории, которую было действительно интересно смотреть. Еще бы: создателю «Гриффинов» доверили микрофон. Тут даже жесткая тематика (а это пятидесятилетие «бондианы») не помешала.
Впрочем, речь не об этом. С «главным призом» уехал Бен Аффлек за «Операцию «Арго». Признаться, заслуженно. Победа в номинации «Лучший фильм» – заявление если не на гениальность, то что-то достаточно близкое к тому, чтобы продюсеры в следующий раз с чеком долго не тянули. Впрочем, и сама номинация на эту категорию – достижение не из малых: раз выделили, значит есть в фильме что-то эдакое. Что-то задевшее злобные натуры киноакадемиков с правом голоса.
Как водится, апельсинка одна, а желающих много. «Операция «Арго» лихо обошла таких претендентов, как «Жизнь Пи», «Цель номер один», «Джанго освобожденный» и «Линкольн». Возможно, благодаря свежему подходу к триллеру: картина за два часа не отпускает зрителя даже в туалет. А, возможно, киноакадемики действовали по принципу «всем сестрам по серьгам», ведь у создателей указанных картин уже есть «Оскар», а у Бена Аффлека – нет. То есть, конечно, есть, но не такой крутой, как, например, у Тарантино.
Сегодня мы поговорим об аутсайдерах премии последних пяти лет, которые при всех своих лучших качествах «взяли» меньше всего статуэток. Все картины в своё время были номинированы в категории «Лучший фильм», но всегда находился игрок сильнее, выше и быстрее.
Искупление (2007)
Семь номинаций, 1 победа в категории «Лучший саундтрек».
Тяжелая история молодой пары Робби (Джеймс МакЭвой) и Сесилии (Кира Найтли), чье счастье безвозвратно разбивается о фантазии Бриони (Сирша Ронан), младшей сестры Сесилии. Череда подозрений, мнительных впечатлений и огромная социальная разница между влюбленными делают свое дело: Робби и Сесилию разлучает ситуация, и теперь они живут только письмами друг к другу.
Многослойность «Искупления» Джо Райта – черта, которой наделена редкая лента. Несколько временных отрезков, несколько главных героев, тесное переплетение реального мира и мира, который существует только в голове маленькой девочки, чей детский проступок разрушает сразу несколько жизней. Однако эта красота не помешала проиграть в шести номинациях. На звание «Лучшего фильма» у «Искупления» не было шансов с самого начала: бороться пришлось с яркой «Джуно», жесткой «Нефтью», умным «Майклом Клейтоном» и коэновским «Старикам тут не место», который и забрал заветного рыцаря.
Чтец (2008)
Пять номинаций, 1 победа в категории «Лучшая женская роль».
«Чтец» Стивена Долдри по роману Бернхарда Шлинка – это короткий экскурс в историческое прошлое немецких трудовых лагерей и глубокий анализ одной потерянной души. Ханна Шмитц (Кейт Уинслет) – типичная труженица послевоенной Германии, которая с детства слаще репы ничего не видела. Судьба сводит Ханну с юношей по имени Михаэль Берг, у которого большие планы и серьезное юридическое будущее. Пара проводит романтическое лето, в котором Михаэль познает физическую любовь, взамен читая безграмотной Ханне книги. Судьба их свяжет много позже при несколько неожиданных обстоятельствах.
Сюжет, конечно, куда глубже и драматичней, а моральный выбор, перед которым будет поставлен главный герой – пожалуй, один из самых жестоких в истории. Чрезмерная серьезность, вероятно, и повлияла на выбор академии: наиболее вероятным противником «Миллионера из трущоб», победителя 2009 года, был «Харви Милк» – в обоих картинах нехилую трагедию создатели уравновешивали жизнерадостной атмосферой и надеждой на в целом счастливый исход. В «Чтеце» при всех его достоинствах счастливый исход заключался лишь в том, что Кейт Уинслет получила за роль Ханны «Оскара». Безапелляционно.
Бесславные ублюдки (2009)
Восемь номинаций, 1 победа в категории «Лучшая мужская роль второго плана».
Флагман Оскара-2010 «Бесславные ублюдки» сделал суперзвездой только Кристофа Вальца, который умеет делать своих персонажей такими непостижимо зверскими, что поджилки трясутся даже у видавших виды партизан. Хорошо обставленный постмодерн-эпик про Вторую мировую, да еще и с именем Тарантино в строке «автор сценария и режиссер» заслуживал, кажется, больше, чем эта скромная победа.
Картина элементарно оказалась не в том месте и не в то время: по драматической части её бы подвали «Сокровище», «Невидимая сторона» или «Мне бы в небо». По части эффектов, звука и монтажа – «Аватар», «Вверх», «Район №9». Ну, а победителем, как известно, стал «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу, который отлично вписался в текущий политический контекст и не отсвечивал тяжелыми художественными переживаниями или, упаси Господь, свежими техническими решениями.
Железная хватка (2010)
Десять номинаций, ни одной победы.
На Тома Чейни, по пьяни сделавшего сиротой 14-летнюю девчонку Мэтти, открывается настоящая охота: кроме ушлой девочки за ним гонится нанятый ею маршал Рустер Когберн (Джефф Бриджес) и рейнджер ЛаБеф (Мэтт Дэймон). События разворачиваются на Диком Западе, где убивают и за меньшие заслуги.
Абсолютный чемпион по метанию изделий из ДСП в парижское небо. «Железная хватка» братьев Коэнов, баловней премии (у каждого – по 4 «Оскара»), тягалась с девятью картинами за первый приз. И в итоге не взяла ничего – ни «Лучшую женскую роль второго плана», хотя малышка Хейли Стайнфелд в кадре будет покруче любого мужика, ни «Лучший адаптированный сценарий», хотя «Настоящее мужество» Портиса подверглось воистину ювелирной обработке, чтобы вписаться в фильмографию Коэнов. «Железная хватка» явно не дотягивала до уровня картин, которые были представлены на Оскаре-2011: абсолютным победителем тогда стал «Король говорит»» Тома Хупера с четырьмя ключевыми статуэтками. Огорчение картина залила деньгами: при бюджете в $38 млн «Железная хватка» собрала урожай в $252 млн. Тут хватит на шесть фильмов вперед.
Человек, который изменил всё (2011)
Шесть номинаций, ни одной победы.
Билли Бин (Брэд Питт) заведует самой провальной в истории бейсбольной командой. При практически полном отсутствии финансирования ему удается показывать кое-какие результаты исключительно за счет невероятной харизмы. В процессе поиска новых решений Бин сталкивается с пареньком из аналитической конторы (Джона Хилл), который предлагает применить на практике математическую теорию эффективной команды.
Лучшим фильмом на прошлогодней церемонии был признан «Артист» Мишеля Хазанавичуса, в основном за счет стилистического решения. Прочие ленты, попавшие в списки номинантов, в сравнении с победителем выглядят напугано и скучно: в черно-белом и полунемом «Артисте» красок оказалось куда больше. 'Moneyball' – не исключение. Хороший актерский состав, привычно добротный Питт, волнующий сюжет (насколько это возможно для спортивной драмы), но – не судьба.
Тезис о том, что главное – не победа, а участие, в контексте самой престижной кинопремии кажется вполне справедливым, ведь от того, что кому-то что-то не дали, фильм не стал хуже. Просто кому-то в тот же год повезло снять что-то более сильное. Ну, или умное. В конце концов, даже женщинам-режиссерам иногда удается выхватить победу. С помощью малоинтересной военной драмы, правда, но победителей не судят, не так ли?