В Красноярске есть школа № 76, которая состоит из двух корпусов. Этим летом один корпус закрыли на долгий капремонт, а всех детей решили перевести во второй корпус — через дорогу. Кроме четверых учеников, имеющих инвалидность, которые занимались в специальном ресурсном классе. Их определили в другую школу, в двух километрах от старой. Теперь вместо просторного кабинета на первом этаже им придется переехать в тесную каморку на четвертом, причем на всем этаже нет туалета. Собственно, каморка — это и есть переоборудованный бывший туалет. Родители бьют тревогу: ребята в своей ортопедической обуви не смогут даже подняться по крутой лестнице. В ситуации разбиралась журналистка NGS24.RU Мария Антюшева.
«Все дети переходят вместе, а нас выщипнули»
У Веры Васюниной двое сыновей: 9-летний Матвей полностью здоров, а 15-летний Алексей имеет целый ряд неврологических диагнозов. Тем не менее психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендовала Леше инклюзивное обучение в общеобразовательной школе.
Семь лет назад Леша пошел в школу № 76 в Свердловском районе на 60 лет Октября. Хотя семья не относилась к ней по микроучастку, но именно тут в 2016 году открыли ресурсный класс для детей-инвалидов.
— Основным пунктом для них является социализация и адаптация в обществе, это даже более важно, чем образование. Большую часть времени у них занимает внеурочная деятельность, — рассказывает Вера.
Впоследствии мать отдала в ту же школу и второго сына — уже в обычный класс. А теперь получается, что братья скоро окажутся в разных школах, в пяти остановках друг от друга, и матери придется разрываться между ними.
Ресурсный класс в 76-й школе — это кабинет на первом этаже площадью в 54 квадратных метра. Вместе с Алексеем там учились еще трое детей-инвалидов 13, 14 и 15 лет. К каждому ребенку прикреплен тьютор-педагог, который занимается с подопечным в кабинете. А в туалет и столовую детей всегда водили родители.
— Внезапно 13 июня я окольными путями узнаю, что наше здание закрывают на ремонт. Ладно, я пришла в школу, чтобы узнать, куда нас переселят. Там я случайно поймала в одном кабинете директора Ольгу Гурину и начальницу райотдела управления образования Лидию Шабунину. У нас был сложный диалог. Они почему-то решили, что могут распихать наших детей-инвалидов в школы по месту жительства, где для них нет условий, — рассказывает Вера Васюнина.
Как представитель родительского комитета, женщина обратилась к главе управления образования Марине Аксеновой и получила обещание найти вариант, соответствующий нормам. В результате 30 июня ей объявили: все дети школы перейдут в корпус через дорогу, а четверо инвалидов отправятся в школу № 62, потому что там тоже есть ресурсный класс.
— Мне это сразу не понравилось. Во-первых, у меня сыновья окажутся в разных школах, мне это будет очень неудобно. И это нарушение закона: братья и сестры имеют право учиться в одной школе. Во-вторых, почему все дети переходят вместе, а нас выщипнули и куда-то отправили? — спрашивает Вера.
«Это будут травмы и переломанные ноги»
Дальше она решила узнать, как выглядит ресурсный класс в школе № 62. И была шокирована. Из 54 квадратных метров предстояло переехать в 18 квадратов. Кабинетик узкий и длинный, потому что когда-то это был туалет, который позже переделали.
— У нас большая дидактическая база, у нас только шкафы с учебными материалами всё место там займут. А еще надо поставить четыре парты с разделительными экранами, — говорит Вера.
Еще больше ее и остальных родителей напугало, что кабинет на четвертом этаже. При этом туалет и раковины и на этаже отсутствуют. Инвалидам придется ходить в уборную на третий.
— У всех наших детей ортопедические проблемы. Плоскостопие разной степени сложности, у кого укорочение ноги, у моего спина Бифида. Все в жесткой ортопедической обуви, это несгибаемый голеностопный сустав. По ровной поверхности они нормально идут, а по лестнице очень сложно. А там ступени высотой от 20 до 24. Они просто не поднимутся. Это будут травмы и переломанные ноги. Четверых инвалидов пихают на четвертый этаж без туалета. Еще и перила высотой 90 сантиметров, вместо положенных 120. Ребенок-опорник легко свалится, — возмущается Вера.
Васюнина пыталась спорить с управлением образования, доказывая, что предложенный вариант не соответствует нормам.
— Я считаю, что в нашей родной 76-й школе можно найти место, потому что там во втором корпусе есть шикарный кабинет замдиректора Александра Килина, состоящий из трех небольших комнат, где детям было бы абсолютно комфортно. Он на первом этаже, с отдельным выходом, всё по нормам. Но директор утверждает, что она в этот кабинет посадит обычных учеников. Но как у нее это получится, я не знаю. Там три маленьких комнаты, каждая из которых не вместит целый класс, — рассуждает Вера.
«Нами хвастались»
В какой-то момент женщине предложили дать Алексею место в одной из коррекционных школ для детей с ментальными нарушениями. Также предлагали уйти на домашнее обучение. Но мать считает, что она не для того 7 лет боролась за инклюзию и социализацию сына, чтобы сейчас перечеркнуть всё, чего удалось достичь.
— То есть семь лет существовал инклюзивный ресурсный класс, получал деньги из бюджета, а теперь можно детей куда-то убрать. А на что уходили деньги семь лет? На каждого нашего ребенка в школу приходит ежегодно 100 тысяч рублей на обустройство доступной среды, которой мы вообще не видели, кроме желтых кружочков для слабовидящих на дверях столовой, — сердится Вера.
Ее задевает само отношение чиновников от образования. По ее словам, 76-я школа изначально обеспечила для ресурсного класса мебель, но остальную «начинку» класса обеспечили родители.
— Ковер и этажерки возле парт куплены за счет родителей. Систему для хранения учебных материалов купила я. И сами дидактические материалы — все были сделаны лично мной. У меня в этом кабинете лежит где-то 400 тысяч рублей моих личных, это то, что я потратила за семь лет. Специальные ламинированные учебные пособия, которые я делала собственноручно для каждого ребенка по учебному плану. К нам водили делегации и показывали, как у нас всё хорошо, нами хвастались: «Посмотрите, какие материалы красивые, какая зона отдыха!» А теперь нас решили спровадить куда подальше, — разводит руками Васюнина.
«Таскать детей по лестнице будем мы, родители»
Мы попросили управление образования прокомментировать ситуацию. Нам ответили, что в 62-й школе есть целых два ресурсных класса и еще один хореографический.
Однако первый ресурсный класс уже занят — в нем учатся дети-инвалиды самой 62-й школы. Поэтому четверым гостям остается лишь тот узкий кабинет, который мы показали выше. С хореографическим залом тоже не всё так просто.
— Я навела справки, в этом хореографическом классе занимаются физкультурой все начальные классы данной школы. Потому что в спортзале они не помещаются — там места хватает только средним и старшим классам. Значит, нам этот класс будут предоставлять от случая к случаю. И будем мы сидеть в одном узком кабинете, зажатые шкафами, — сетует Вера.
Васюнина написала жалобу в российское подразделение Международного комитета защиты прав человека. На запрос комитета глава управления образования Марина Аксенова ответила, что водить детей-инвалидов в туалет на третий этаж и в столовую на первый будут тьюторы.
— Я спросила наших тьюторов — они сказали, что не будут этого делать. И я их понимаю. Потому что тьюторы — это педагоги. Они занимаются с ребенком в кабинете. Их обязанность — образование. За пределами кабинета детям-инвалидам теоретически должны помогать ассистенты. Но по факту никаких ассистентов нам не положено, поэтому таскать детей по лестнице будем мы, родители, — объясняет Васюнина.
Женщина пробовала обратиться к краевому депутату Илье Зайцеву, так как он занимается проблемами Свердловского района, но результата не было.
Также Васюнина написала обращение в прокуратуру. 15 августа ей пришел ответ, что в школе № 62 выявлены нарушения санитарных требований и выдано представление об их устранении.
Мы будем следить, как разрешится эта ситуация.