

Председатель Общественной палаты Сергей Волков высказал своё мнение о проблеме детей с ОВЗ в обществе. Резонанс спровоцировал случай 1 сентября — учительница первоклашек предложила сделать общее фото класса без ребёнка-инвалида. Ваня Смирнов — пациент хосписа. Публикуем мнение Сергея Волкова.
О проблемах с детьми с ОВЗ
Столкнулся с тем, что очень часто бывает, что родители обычных детей, когда записывают их в школы, то первым делом задают вопрос: есть ли в классе дети с ОВЗ? Об этом тихо говорят и педагоги, и родители, но в публичном пространстве это возникает редко, но резонансно.
Проблема серьёзная и зачастую приобретает уродливые перегибы, как недавний случай, когда ребенка с ОВЗ не стали на одном из фото вместе с классом ставить.
Так если ли системная проблема в том виде, как прорывается в общественное пространство? Думаю, что истоки в более серьёзной проблеме.
Вообще по теме ребятишек с ОВЗ имею право говорить профессионально, так как заканчивал я как раз Институт специальной педагогики и имею практическое представление об этой проблеме. Наш институт ориентирован на изучение проблемы человека с отклонениями в психофизическом развитии, его возможностей и социализации в современном обществе.
Сразу озвучу своё профессионально-практическое мнение, которое может не быть удобным для определённой части людей. Далеко не каждому особенному ребёнку подходят условия общеобразовательного процесса.
Я реально встретил факт, когда родители для своего ребёнка со сниженными интеллектом выбрали программу Петерсона. Эта программа с математическим уклоном, где есть достаточно сложные условия, где и не всякий обычный ребёнок справится. Да, по закону имеют право, и, наверное, это даже хорошо для демократии, но вряд будет положительный практический результат. Можете начать бить меня палками, но ребёнок с умственной отсталостью не усвоит никогда эту программу, если вдруг чуда не будет! И это не моё предвзятое отношение — это, простите, объективные факты.
Большой части особенных ребятишек нужны особенные условия, которые в наших реалиях никак нельзя реализовать в школах. Есть, конечно, субъективные факторы, когда просто не хотят ничего делать, но это другая история и тоже очень важная.
Есть ли у нас профессиональные тьюторы в школах, которые проходили специальное обучение? Ответ знает каждый, кто сталкивался с проблемой. Зачастую вся нагрузка ложится на педагога! А дети с ОВЗ требуют ой как много внимания и усилий! Если нет нормального тьютора, то с высокой степенью вероятности будет страдать весь образовательный процесс, и нет вины ни учителя, ни ребятишек — ни обычных, ни с ОВЗ. Будь учитель суперпрофессионал, например, начального образования, он не сможет справиться с такой задачей, потому как требуется специальное образование под конкретного ребенка с его особенностями!
У нас по закону все имеют право на получение качественного образования, у нас часто и очень часто говорится о проблемах ребятишек с ОВЗ, но всё ли делается? Нет! Отсюда и проблем куча. А родители ведь каждый хочет, чтобы его ребёнок получил качественное образование, и все понимают реальности, в которых и возникает вопрос — есть ли в классе ребенок с ОВЗ?
Ещё отмечу одну важную проблему, которая имеет место быть. Это особенное отношение родителей детей с ОВЗ. Я преклоняю голову перед теми родителями, которые понимают, что их ребёнок особенный, что должен быть особый путь развития и образования, что это серьёзный труд и усилия, которые обязательно увенчаются успехом! Вы были и будете для меня героями! И тут я крепко-крепко обнимаю Елену Нигу и крепко жму руку сыну!!!!
Но есть и совсем иные... На таких насмотрелся я ещё со времён студенческих практик....
В общем, видимо, время пришло не только мне поговорить о проблеме, но и включиться в работу, которая будет очень сложной, вероятно, долгой, но она очень нужна.
Согласны с автором?