В этом году кажется, будто проблема с «черным небом» в Красноярском крае обострилась особенно сильно. Дымка уже больше недели не выдувается из Красноярска, Назарово, Минусинска, соцсети жителей региона завалены фотографиями, где воздух буквально видно невооруженным взглядом. Поступает много жалоб на плохое самочувствие, люди элементарно не могут даже открыть окно и проветрить квартиру, что, к слову, в период очередной волны коронавируса необходимо для профилактики вирусных заболеваний.
Общественник, председатель координационного совета в Общественное движение «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков считает, что власти должны платить людям за то, что они вынуждены жить такую жизнь, если проблему с загрязнением не получается решить быстро. Публикуем его мнение без купюр.
Роман Казаков, председатель координационного совета в Общественное движение «Народный контроль в ЖКХ»:
За бездействие нужно платить.
Мы уже вторую неделю натурально живем в аду. Нет, это не истерика и не мнительность. Это просто факт. Нахождение на улице больше 20 минут — это гарантированные последствия в виде 2–3 часов головокружения, тошноты, головной боли и лежания на диване в состоянии овоща. Это не только я, это и многие знакомые с тем же самым экспириенсом.
Это началось не в этом году и даже не в прошлом. Это продолжается уже много лет, и никто не предпринимает ничего сколь-нибудь заметного, чтобы хоть что-то поменять. Про бездымный уголь и новые троллейбусы рассказывайте малограмотным зрителям федеральных ток-шоу.
Государство, как бы это смешно сейчас ни звучало, даже в исправленной Конституции оставило в базовых правах гражданина РФ право на благоприятную окружающую среду.
Что сделало государство, чтобы обеспечить соблюдение одного из базовых прав граждан РФ, проживающих в Красноярске? Отправило нам пару десятков новых трамваев? Извините, это не про экологию. Это про замену подвижного состава и обеспечение заказом их производителя. Выделило деньги на строительство метро? Нет, это тоже не про экологию. Это про возможность ленточки поразрезать и кое-кому хорошенько подзаработать. Онкоцентр современный построили? Спасибо, конечно, но тоже не туда.
Логика действий на всех уровнях одинакова. Если за неисполнение взятых обязательств нет последствий, их никто и никогда исполнять не будет. Потому что а зачем?
За слова у нас спрашивать не принято. Института репутации нет. Потому что сменяемости нет. С загрязнителями выгоднее дружить, чем что-то еще. Можно и не дружить, но только с публичного позволения сами знаете кого. Иначе себе дороже.
Всегда утверждал и продолжу: за неисполнение взятых на себя обязательств должны быть совершенно конкретные и, что самое важное, неизбежные последствия. Для всех и каждого.
Государство не выполняет взятых на себя обязательств в части обеспечения граждан РФ, проживающих в Красноярске, благоприятной окружающей средой? Государство должно выплачивать компенсацию. Совершенно конкретную материальную компенсацию. Что, прям налом в кассе отдавать? Нет. Оплачивать ДМС, санаторно-курортное лечение, дополнительные дни отпуска (ряд можно продолжить).
Нет методики? Друзья, ее за вечер можно написать. В течение скольких дней по каким видам загрязняющих веществ и во сколько раз у нас фиксировалось превышение ПДК? Давайте посчитаем.
Сейчас выйдет какой-нибудь мордатый чиновник (да, я именно таким почему-то оппонента сейчас представил) и деловито заявит: «Так откуда выплачивать-то? Из бюджета? Он же с ваших же налогов формируется! Не мутите воду, всё, что надо, делается, у нас тут лучшие специалисты работают (друзья, родственники, объекты вожделения), а ваши идеи — это популизм какой-то».
Прямо скажу, до фонаря мне, откуда будут брать деньги на такие компенсации. Хотите — из бюджета берите (потом баланс не сведете по другим социальным обязательствам), хотите — с загрязнителей берите. Спросят: а с кого брать, непонятно же, кто гадит! Не доказано же! Родные, вы как НМУ объявляете, совершенно конкретному перечню загрязнителей рассылочку делаете о том, чтобы выбросы снизили. Очевидно догадываетесь, кто гадит.
Короче, как только за издевательства и реальный ущерб здоровью красноярцев придется платить реальные деньги и под вопросом окажется не только сведение бюджета, но и в принципе экономика многих предприятий-загрязнителей, так сразу начнут решаться экологические проблемы города. Государство сразу начнет выполнять взятые на себя обязательства.
А теперь внимание — вопрос: кто из представителей депутатского корпуса (любого уровня на самом деле) рискнет поставить вопрос ребром?
Согласны с автором?