Культура

«Якуты могут со своими страшилками отстать»: киноведы рассказали, есть ли у красноярского кино шанс на успех

За последний год наш город попал в объектив нескольких столичных режиссеров

Киноведы уверены, что у Красноярска большой потенциал

В последние годы Красноярск как будто бы всё активней развивается в кинематографе. На наших глазах создавались сериалы «Красный Яр», «Великолепная пятерка. Смерть на Столбах», документальный фильм «Там, где наш дом». Но наш город мало у кого ассоциируется с кинематографом, а местные режиссеры не так широко известны. Корреспонденты NGS24.RU поговорили с красноярскими кинокритиками о том, есть ли шанс у Красноярска стать одной из столиц отечественного кино.

«Сюда ехать, честно говоря, никто не хочет»

Всё лето горожан интриговали съемками сериала «Красный Яр». Съемочная группа работала в популярных туристических местах и в исторических пространствах. Специально для этого из столицы приехали режиссер и актеры. Однако выбор на наш город пал не из-за интереса москвичей к местным истории и видам, а из-за запроса «сверху». Иначе подобный фильм, скорее всего, сняли бы где-нибудь под Москвой, в имитации тайги.

Киновед Владимир Юрченко

— Сюда ехать, скажем так, честно, особо сильно никто не хочет. Не потому, что Красноярск какой-то там не такой. А потому, что логистика [сложная], все основные съемочные студии у нас находятся либо в Питере, либо в Москве. И, конечно, удобнее и экономичнее снимать всё там, — объясняет киновед, режиссер, ученый Гуманитарного института СФУ Владимир Юрченко.

Проблемы с логистикой — не единственное, что отделяет Красноярск от производства кино. Одна из важнейших причин — отсутствие в городе нужного оборудования и нужных людей.

— Здесь нужна своя школа игрового кино, потому что оно требует еще и большого человеческого ресурса. Можно сюда, конечно, приглашать режиссеров столичных, но помимо режиссеров, сценаристов, операторов, есть еще масса киношных профессий, которых сюда не привезешь, это будет и накладно и не очень удобно. Остальным профессиям надо учиться, поэтому необходимо развивать свою школу, — рассказывает Юрченко.

Съемки «Красного Яра» в Гремячей гриве

Владимир Юрченко уверен, что опыт съемок «Красного Яра» поможет в развитии индустрии. Однако, чтобы стать «столицей игрового кино», необходимо снимать на потоке, не один сериал раз в год, а несколько — до десятка сериалов как минимум. Также эксперт отмечает, что в городе нет проблем с исполнителями ролей — актеры театров Красноярска могут составить конкуренцию столичным.

«Здесь зародился альманах документальног

о кино»

Сфера кино в Красноярском крае начала развиваться задолго до выпуска сериала «Красный Яр». Еще в 80-х годах прошлого столетия в нашем городе открыли филиал Свердловской киностудии и тогда по разнарядке приехало множество специалистов. За это время более 50 советских фильмов сняли в городе и крае, в том числе свой первый и единственный не комедийный фильм «Долгий путь» Леонид Гайдай снимал в Красноярске, а в «Хозяине тайги» с Владимиром Высоцким можно увидеть кадры с берегов Маны.

Анна Козак, и. о. директора Дома кино

— Часто бывало, что специалиста, режиссёра, работающего в столице, направляли в регионы по распределению. Была некая разнарядка, не все режиссеры приезжали, скажем так, добровольно. Равноудаленность края и сейчас представляет опредёленную сложность для коллабораций со столичным кинопроизводством. Творческие командировки прошлого ставили своей целью представить на экране все укромные уголки и регионы, ведь, как бы далеко они ни находились, они были, прежде всего, частью Советского Союза. Тот же Красноярский край был частью очень мощной, индустриальной, насыщенной ресурсами, — объясняет Анна Козак, исполняющий обязанности директора МАУ «Дом кино».

По словам Козак, приказ «сверху» был дан благодаря развитию города и быстрому росту населения. Крупнейший сибирский город не мог больше оставаться только индустриальным, люди нуждались в культуре и развлечениях. Кроме того, Красноярск приобрел популярность у кинематографистов благодаря своей уникальной природе. Однако город не обладал собственными ресурсами, игровые фильмы снимали приезжие режиссеры, а красноярцы — специализировались на «документалках».

— Фактурность региона, его визуальная привлекательность и необходимость представлять Сибирь на экране вдохновляли режиссёров на то, чтобы приезжать сюда, снимать, говорить об этом месте. В 1982 году здесь зародился альманах документального кино «Енисейский меридиан», который не так давно возродили с большим успехом. В то время в Красноярске не было возможности производить игровое кино, не было материально-технического, актёрского и иного ресурса, но была задача фиксировать то, что происходит. И выпуски «Енисейского меридиана» (с него, к слову, запустилась работа филиала Свердловской киностудии) рассказывали зрителям о достижениях и победах, о культуре повседневности, об актуальных и ярких событиях, — делится мыслями Анна Козак.

«Формирование киносреды, которая не будет уезжать»

Затем производство игрового кино остановилось на много лет. Сейчас в Красноярске продолжает развиваться документальное кино — местные режиссеры разрабатывают фильмы, которые показывают в кинотеатрах и выпускают на стриминговых платформах. В прошлом году на большие экраны вышел фильм троих красноярских режиссеров Дмитрия Квашнина, Владимира Тарасова, Василия Буйлова «Там, где наш дом». Анна Козак выделяет этот фильм благодаря красивым кадрам и глубокой истории каждого героя.

— Помимо того, что это яркий привлекательный «фантик», это история про красноярцев, каждый из которых обладает уникальным жизненным опытом, сталкивался с порой очень сложными и даже для кого-то непреодолимыми жизненными трудностями. Но тем не менее [герои] их преодолели, извлекли урок. Эта история про наших современников. Важно обращаться, конечно, к прошлому, чествовать давно ушедших писателей, актеров, культурных деятелей. Но также необходимо говорить о людях, которых мы встречаем на улице и видим каждый день. Эти люди вместе с нами сейчас формируют облик региона, составляют его ценности, — объясняет и. о. директора Дома кино.

В большом зале Дома кино

Отдельно киновед выделяет Василия Буйлова. Он один из немногих, кто продолжает снимать игровое кино (в 2019 году вышел фильм «Глухонемые»). Кроме того, Буйлов преподает режиссуру красноярским студентам.

— Он как раз из тех режиссеров, кто получил профильное образование в Москве, во ВГИКе. Сейчас он передает своим студентам опыт и знания, полученные в мастерской Владимира Хотиненко, во ВГИКе. Это тот счастливый случай, когда специалист вернулся на свою малую родину, чтобы работать, в том числе в качестве педагога, — рассказывают Козак.

Однако городская проблема, которая влияет и на сферу искусства, — отток молодежи. В Красноярске можно учиться в Сибирском институте искусств, но, несмотря на это, многие стремятся поступить в крупные московские университеты. По мнению Анны, со временем появится больше возможностей для развития, но это вопрос не одного дня.

— Существуют стереотипы о пробелах в квалификации, о нехватке образования, о том, что во многом москвичи могут дать фору жителям регионов, что, на мой взгляд, не соответствует действительности. Или соответствует, но не всегда именно так, как мы думаем. И точно также неправильно думать, что в регионе невозможно добиться творческого и карьерного роста, развиваться профессионально. Проблему оттока кадров частично может решить как раз развитие киноиндустрии, в том числе — формирование киносреды, которую не хочется покидать. Было бы здорово, если бы специалисты уезжали только для того, чтобы впоследствии вернуться с новым опытом и знаниями. Такие прецеденты есть, — рассказала Анна Козак.

«Фильмы ужасов можно снимать»

Киновед Владимир Юрченко уверен, что, прежде чем браться за полнометражные фильмы, необходимо отточить мастерство всех участников процесса — от режиссеров от костюмеров — на коротком метре. Только после подготовки материальной базы и получения опыта можно говорить о полноценном развитии сферы в Красноярске. Однако наш город имеет ряд преимуществ, которые помогут развить потенциал.

— Перспективы у Красноярска есть, для этого существует несколько причин. Прежде всего — география, потому что у нас все зоны есть практически — лесостепь, горы, тайга, Арктика. Здесь они в одном регионе собраны, — объясняет киновед.

В «Красном Яре» играли красноярские актеры

Однако существует большая конкуренция. Составить ее могут не только режиссеры из столицы, но и якутские киношники — многие кинофестивали, в том числе международные, не обходятся без их фильмов. О феномене якутского кино можно говорить долго, но киноведы одной из причин успеха называют уникальность и самобытность, в основе картин лежат темы, которые напрямую связаны с Якутией и понятны местным жителям.

— Фильмы ужасов можно снимать. У нас достаточно здесь мифологичных [сюжетов] с углублением в этнику. У нас масса мифологии различных коренных народов, русской, сибирской мифологии. На мой взгляд, даже якуты могут со своими страшилками отстать от Красноярска, — смеется Владимир.

Владимир Юрченко год работал вторым режиссером в Москве

Юрченко отмечает, что красноярцам в начале пути стоит придерживаться той же стратегии, тем более история края богата и многие события никогда не экранизировали.

— Второе [преимущество] — своя собственная фактура. Потому что край действительно уникальный. У нас здесь еще плохо освещена Гражданская война, не отработана тема войны, тыла. Я всё жду и надеюсь, что у нас снимут художественный фильм про оборону Диксона, с современной графикой фильм будет шикарный, — дает советы Владимир Юрченко.

Эксперты настроены положительно и уверены, что в Красноярске можно снимать хорошее кино, однако прежде необходимо создать материальную базу, вложить много сил и денег.

— Я позитивно настроена, надо работать. Мы говорим, что не всё возможно, денег нет, Москва далеко, а где мы? Пренебрежительное отношение и скепсис преодолеваются, когда видишь реальные достижения, презентуешь итоговый результат, наблюдаешь, как работают профессионалы, как выкладываются люди, работающие в сфере кино, как раскрывается талант всех причастных к его созданию. Должно пройти время. Предстоит ещё многое сделать для формирования кинокластера. Но, как мне представляется, очень важно нам быть вовлечёнными, неравнодушными, самим активно в этом участвовать. Самое плохое, что может случиться при сотрудничестве с какими-то крупными производствами — мы снова превратимся в фактурный задник. Важно, чтобы те истории, которые близки нам, про тех людей, которых мы знаем, видим каждый день, рассказывали режиссёры, которые погружены в культуру и в социально-политическую ситуацию региона, — подытожила Анна Козак.

Ранее мы побывали на съемочной площадке сериала «Красный Яр» и поймали съемочную бригаду в самый разгар творческой работы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства