Выдержки и выводы из доклада руководителя Счетной палаты Красноярского края впервые опубликован на сайте ведомства.
С мая Красноярский край следит за серией скандалов, связанных с лесной отраслью. Все началось с интервью главы Счетной палаты региона Татьяны Давыденко. Ревизор заявила, что 30 миллиардов кубов леса вывозят в Китай, в лесничествах мизерные зарплаты, лесное хозяйство края находится в тени, край недополучает миллиарды рублей от работы лесорубов. Потом ее слова подтвердила и попавшая под уголовное дело экс-министр природных ресурсов Елена Вавилова. Она обвинила лесничества в масштабных махинациях с лесом под видом санитарных вырубок и участии в вывозе леса в Китай, а также описала схемы вывода древесины.
Были в этом сериале и ответные заявления губернатора Александра Усса, что «оснований рвать рубаху на груди нет». Все выводы ревизора пообещали изучить и в случае чего принять меры. Также Александр Усс заявил, что его заместитель встречался с Давыденко, но она не смогла предоставить доказательства угроз в свой адрес. Не поверили в угрозы и депутаты Заксобрания, когда заслушивался доклад ревизора о ее деятельности. В итоге ей просто предложили уйти в отпуск и немного отдохнуть. После, уже в июне, появилось видеобращение дочери главы Счетной платы, которая просит президента Путина защитить двух женщин и их семью. В конце концов глава Красноярского края заявил, что слова про исчезнувшие 40 миллиардов являются ложью.
Согласно опубликованным материалам доклада, проверка относилась к периоду 2017 года и 9 месяцам 2018 года. Анализ занял у специалистов почти полгода — до марта 2019 года. Вот основные выводы, которые сделаны по итогам.
В докладе говорится, что основной приоритет госполитики в области освоения лесов — эффективная охрана, развитие лесного комплекса. Один из механизмов достижения цели — развитие глубокой переработки древесины, в том числе через инвестпроекты. С 2006 года было 21 таковых, «из которых 5 были исключены из данного перечня в связи с неисполнением обязательств, еще 5 признаны успешно завершенными, при этом только 2 из них в настоящее время продолжают успешно работать, остальные 11 находятся на разных стадиях реализации».
К обозначенной цели с 2008 года дошли только некоторые инвестпроекты — привлечено менее половины планируемых инвестиций: 44,7 вместо 102,1 миллиарда рублей. Не создано 1860 рабочих мест, не выполнены в полном объеме противопожарные и лесовосстанавливающие мероприятия, говорится в докладе.
— Недополученные доходы краевого бюджета от сдачи в аренду лесных участков ООО «Минусинский лес», ООО «Сиблес» и ОАО «Ангара Пейпа», ООО «Фирма «Мастер», ООО «КЛМ — ЭКО», ООО «УК «Мекран», АО «Краслесинвест» вследствие исключения соответствующих инвестпроектов из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и завершении срока окупаемости проекта за период 2008–2018 годов составили 296,4 миллиона рублей, — перечислено на сайте.
В данном списке фигурирует одна из компаний, которую связывают с Александром Уссом. Речь об ООО «КЛМ — ЭКО». Согласно данным системы «Контур-Фокус», ее 100-процентным учредителем является другое юрлицо — «КрасноярскЛесоМатериалы». Последняя фигурировала в фильмах Алексея Навального.
По словам журналистов штаба, жена губернатора Людмила Усс занимается лесным бизнесом. В 2001 году держателем контрольного пакета акций «КрасноярскЛесоМатериалы» был советник Усса Андрей Карпов, позже контрольный пакет поделили его жена и компания с Каймановых островов «Беринг Кэпитал Партнерс Компани Лтд». Что интересно, глава представительства офшора компании — сын Усса, тот самый, который сейчас проживает в Москве.
В 2003 году компания «КрасноярскЛесоМатериалы» получила господдержку — 30 миллионов рублей.
«Редкий в истории Красноярья случай, когда краевые деньги на льготных условиях предоставлены закрытому акционерному обществу», — писали тогда на сайте краевого Заксобрания.
— Сейчас компания банкротится в пользу группы компаний Языкова Александра — доверенного лица сына губернатора. Теперь крупнейшим лесопромышленным комплексом сын губернатора будет владеть единолично, но не формально, а через свое доверенное лицо, — писали журналисты.