Из-за нынешнего кризиса средний класс может потерять свою роль двигателя российской экономики – такой вывод содержится в отчете PwC «Экономический спад в России: взгляд под углом 360°», пишет «Коммерсант». Основу исследования составил опрос 3 тыс. россиян.
Абсолютное большинство из них (91%) за последний год столкнулось с сокращением своей покупательной способности. У трети опрошенных доходы сократились не только в реальном, но и в номинальном выражении – на 10% и более. Прирост заработка, сопоставимый с динамикой инфляции, произошел только у 5% респондентов (уровень инфляции на апрель 2015 года в годовом выражении – 16,4%). Самое сильное сокращение номинальных доходов – на 4,03% – произошло в средних городах (500 тыс. – 1 млн человек). Наименьшее сокращение зафиксировано в Москве (на 2,59%) и в небольших городах (менее 100 тыс. населения – на 2,28%). В последних большинство населения занято на местных предприятиях, существующих в менее конкурентной среде и не столкнувшихся с необходимостью массовых увольнений или снижения зарплат. В совокупности средний класс в России потерял 10,6% своей численности, утверждают в PwC.
Сокращение доходов населения вызвало изменения потребительского спроса – 32% респондентов теперь покупают меньше товаров, 31% респондентов приобретаeт изделия более дешевых брендов. При этом россияне с ежемесячным семейным доходом свыше 50 тыс. руб. сокращают расходы на посещение ресторанов (42%), путешествия по России (33%) и за рубеж (54%). Основываясь на данных опроса, а также на зарубежном опыте, эксперты PwC полагают, что большинство из этих новых моделей поведения сохранится у потребителей и после окончания кризиса. Как отмечают авторы исследования, ставка на сокращение расходов более характерна для людей старшего поколения – большинство молодых респондентов стремятся больше работать, чтобы суметь сохранить привычный образ жизни. При этом треть россиян полагают, что кризис закончится через год – так считают 37% опрошенных, 22% считают, что это произойдет уже через полгода.