Стоит или нет просить у начальника прибавку к зарплате? Эксперты говорят, что инициативу проявлять можно, хотя все зависит от начальника. Но стоит помнить, что самым неуместным аргументом в разговоре о повышении работодатели считают кредит сотрудника, который ему стало сложно выплачивать.
Разговор о повышении в должности или увеличении зарплаты решаются заводить не многие работники, хотя порой для этого есть реальные аргументы. Так стоит ли ждать решений сверху или лучше брать инициативу в свои руки?
По словам гендиректора кадровой консалтинговой компании «КАМА-Центр» Натальи Комаровой, в крупных компаниях такая инициатива обычно не принята. «На крупных предприятиях живут по принципу «или всем, или никому», – говорит собеседница. – Если премия назначается, то, как правило, всем. А вот в малом бизнесе это достаточно распространенное явление». По ее мнению, разумно подходить с этим вопросом в письменном виде, подкрепляя личным разговором. «Пишете заявление, приносите непосредственному руководителю и объясняете, почему возникла такая идея, – предлагает г-жа Комарова. – Это наиболее эффективный способ подачи информации – написать и объяснить. Естественно, необходимо чем-то подтвердить свои запросы – цифры, достижения. Причем это должны быть не какие-то разовые успехи и победы (хотя за это можно попросить премию), результаты должны быть системные, чтобы руководство понимало, что в следующем месяце вы не будете хуже работать».
В конце мая 2013 года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий обязанность всех работодателей индексировать заработную плату не реже одного раза в год на основании данных Росстата о повышении потребительских цен.
Специалисты отмечают, что сам подход к повышению зарплат находится в сильной зависимости от ситуации на рынке труда и модели бизнеса. «Если большинство сотрудников выполняют неквалифицированный труд и легко могут быть заменены, у работодателя нет особых стимулов для повышения зарплаты, – говорит гендиректор компании SP Media Сергей Карпов. – Главное, чтобы она была рыночной и позволяла быстро заполнять вакансии. Если же сотрудники компании являются носителями редких или уникальных компетенций, то работодатель сам заинтересован повышать размер вознаграждения, чтобы работники и дальше продолжали работать в организации. И тогда руководитель сам проявляет инициативу по увеличению вознаграждения, удерживая его на рыночном уровне и выше рыночного».
Он также добавил, что часто увеличивается не только размер зарплаты, но и размер мотивационной части вознаграждений: премиальных, бонусов и других типов вознаграждений. А сами аргументы в пользу повышения зарплаты зависят от организации и ее корпоративной культуры: кто-то ценит стаж и «выслугу лет», кто-то – эффективность.
Уместность такого разговора часто зависит не столько от ситуации, сколько от самого начальника. «Многие работодатели сам факт подобной беседы расценивают как наглость, – поясняет гендиректор кадровой компании «Актив» Наталья Крыжнюк. – Хотя, на мой взгляд, человек должен проявлять инициативу и форсировать события, а не ждать у моря погоды, если он реально достиг результатов. Но важно, чтобы у сотрудника была адекватная самооценка, и его требования были оправданными».
На вопрос, можно ли ставить вопрос ребром «или повышаете зарплату, или увольняюсь», г-жа Крыжнюк ответила как работодатель: «Я считаю себя весьма демократичным руководителем, но если бы требование звучало таким образом – я бы рассталась с этим сотрудником, потому что это напоминает шантаж».
Какие аргументы точно не стоит приводить в разговоре о повышении зарплаты, изучили аналитики РБК. Они составили рейтинг самых неуместных аргументов с точки зрения работодателей. Топ-7 выглядит следующим образом:
Кредит в банке, который сложно обслуживать.
Инфляция.
Повышение квалификации сотрудника.
Сравнение с зарплатами коллег.
Продолжительный стаж работы.
Угроза увольнения, предложение о работе от конкурентов.
Вырос объем выполняемой работы.