АИЖК предложило направить выделенные государственные субсидии на обеспечение льготных категорий граждан доступной ипотекой на поддержку ипотеки, пишет «Коммерсант». Свои предложения по вариантам капитализации банков, готовых выдавать бюджетникам кредиты на льготных условиях, АИЖК уже направило банковскому сообществу.
АИЖК обратилась с письмом в Ассоциацию российских банков (АРБ) с предложениями по ипотечному кредитованию льготных категорий граждан на специальных условиях с одновременной капитализацией банков. Как следует из документа, специальные ипотечные программы с применением мер господдержки должны быть подготовлены к сентябрю текущего года в соответствии с указом президента.
Предусматривается, что к 2018 году выдача ипотечных кредитов должна достичь 815 тысяч в год. Кроме того, указ предусматривает существенное снижение ставок по ипотеке: средний уровень процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам в рублях не должен превышать индекс потребительских цен более чем на 2,2 процентного пункта. По прогнозу Минэкономразвития, в текущем году инфляция не превысит 5-6%. Таким образом, ставки по ипотеке должны были бы составить не более 8,2%.
В АИЖК подготовили три различных варианта программ льготного ипотечного кредитования граждан, два из которых предполагают одновременную капитализацию банков. По сути, оба они сводятся к тому, что заемщик, получая субсидию от государства, приобретает на нее или привилегированные акции, или корпоративные облигации банка, который выдаст ему ипотечный кредит. Дивидендная доходность акций и купон облигаций должны быть равны ставке по кредиту, что отчасти компенсирует затраты заемщика на выплату процентов. Банк же и в том и в другом случае получает дополнительный капитал первого или второго уровня. Третий вариант не предусматривает прямой капитализации банка, согласно ему, средства госсубсидии перечисляются на специальный банковский счет с выплатой процентов по нему, что компенсирует часть процентных выплат заемщика по кредиту и дает банку дополнительную ликвидность.
По мнению участников рынка, предложенные агентством варианты слишком сложны, чтобы получить массовое распространение.