Правительственное постановление о выдаче льготных кредитов вступило в силу, но пока виртуально. Банки-участники программы говорят анонсировать новый продукт не спешат, антимонопольщики настаивают на расширении списка автомобилей. Тем временем потенциальные клиенты уже штурмуют дилерские автоцентры: представители компаний заявляют, что интерес к продукту довольно велик.
Теоретически старт льготному автокредитованию дан 24 марта – именно с этого дня вступило в силу правительственное постановление. Несколькими днями ранее опубликован механизм субсидирования. Кредит можно получить на автомобиль стоимостью до 350 тысяч рублей, при этом обязательное условие – 30-процентный первоначальный взнос. Максимальная сумма кредита при этом составит 245 тысяч.
«Срок предоставления кредита – до трех лет. При условии, если учетная ставка Центрального Банк Российской Федерации составляет 13%, а сумма кредита 245 тысяч рублей, государство компенсирует по одному договору до 42 467 рублей. Предполагаемый объем продаваемых автомобилей по такой схеме в 2009 году составит 150 тысяч машин», – поясняет директор департамента автомобильной промышленности минпромторга России Алексей Рахманов.
Право выдавать льготные автокредиты получили пока два банка – Сбербанк России и ВТБ-24. Есть сведения, что в скором времени список пополнит и Россельхозбанк, однако официально эта информация не подтверждается. Впрочем, молчат и оба «правообладателя»: на официальных сайтах нет ни слова о новой услуге. Как пояснил на условиях полной анонимности представитель одного из банков, информации слишком мало для того, чтобы начать работать.
«Непонятен механизм отчетности прежде всего. И я так думаю, до того, как утихнет разбирательство с антимонопольщиками, никто ничего выдавать не будет. Ведь может дойти до того, что кредит на автомобиль будет выдан, а потом его уберут из списка льготных», – обрисовал ситуацию сотрудник банка.
Утвежденный минпромторгом список автомобилей, которые можно купить с помощью льготного автокредита, еще в момент публикации стал притчей во языцех. Напомним, что в перечень счастливчиков вошла вся линейка легковых автомобилей АВТОВАЗа, УАЗ Patriot, а также «отечественные» иномарки Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, Kia Spectra, Chevrolet Niva, Ford Focus и Volkswagen Jetta. Причем последние стоят явно дороже 350 тысяч и вошли в список только с условием, что в дальнейшем подешевеют до заявленной планки. Недоумение экспертов и антимонопольщиков вызвало отсутствие в числе «льготников» продукции калининградского АвтоТора и таганрогского ТагАЗа. По поводу наших земляков минпромторг заявил: в hyundai слишком мало отечественных деталей. Но вопрос об «отечественности» сразу же возник у сборщиков «Волги сайбер»: в детище ГАЗа 140 местных деталей и узлов.
«Список автомобилей, кредиты на которые субсидируются государством, возможно, будет изменен», – подытожил начальник управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Алексей Ульянов. Он добавил, что разработчики должны либо скорректировать список, либо разъяснить, на основании чего он составлен.
Между тем в России интерес к льготному автокредиту довольно высок. Дилеры марок, чья продукция попала в льготный список, говорят, что клиенты задают вопросы по поводу «государственного» кредита ежедневно. Конкретики по поводу продукта ждут и сами продавцы: льготы, по их мнению, положительно скажутся на динамике продаж.
«Автомобили, выбранные для субсидирования, не один раз держали верхние строчки «хит-парада» продаж, тем более, что они при этом собраны в России. Сомнение потребителя по поводу так называемой «российской сборки» уже развеялись, и в качестве продукта мало кто сомневается. Продажи, конечно, вырастут: впереди весна, выйдет солнце, и желание приобрести автомобиль и проехать на нем по солнечному или ночному городу появится у многих», – говорит генеральный директор компании «Модус», официального регионального дилера KIA, Константин Дрозд.
«Идея привлечет значительное количество интересующихся, но далеко не все из них в итоге воспользуются данным предложением. Во-первых, это связано с ограниченностью предложения, а во-вторых, пока совсем не ясно, насколько сложна система получения подобной льготы, – рассуждает менеджер по рекламе компании «Л-моторс», официального регионального дилера Skoda, Ирина Галочкина. – Думаю, что рост продаж должен иметь место, однако не стоит ждать бешеного скачка, так как надо учесть, что у многих граждан настали тяжелые времена».
Между тем сложившаяся ситуация вызывает опасения экспертов. Реализация надежд автопроизводителей и дилеров сегодня напрямую зависят от того, как скоро ФАС и минпромторг «разрулят» ситуацию. Такую точку зрения высказал в рамках дискуссии на портале Kommentarii.ru ведущий аналитик агентства «Автостат» Дмитрий Агафонов.
«Для автомобильного рынка сложившаяся ситуация носит крайне негативный характер. Интерес к данному продукту (субсидируемому кредиту) есть: менеджеры в автосалонах отмечают, что покупатели вопрос о сроках запуска данной программы задают в последнее время все чаще. Теперь же в связи с возникшими сложностями можно ожидать отсрочки по запуску данной программы, что в условиях снизившегося спроса на авто и терпящих убытки автопроизводителей может сыграть свою негативную роль», – заявил эксперт.
Фото: Фото www.autonews.ru