8 августа суббота
СЕЙЧАС +16°С

Вот кто достоин: история уникальной женщины-пилота, работавшей в Красноярске

Она стала единственной женщиной в СССР, кто был удостоен звания «Заслуженный пилот»

Поделиться

Ираида Вертипрахова с 1955 до конца 80-х годов работала в Красноярске

Ираида Вертипрахова с 1955 до конца 80-х годов работала в Красноярске

Аэропорты 45 регионов страны предложено назвать именами известных соотечественников. Мы уже фантазировали на эту тему и объявляли голосование на тему: именем кого Вы бы назвать аэропорт. В нашем голосовании победил вариант «Дмитрий Хворостовский». На втором месте оказалось не имя, а местоположение — красноярцы не против, чтобы аэропорт назвали «Центр России». Среди предложенных NGS24.RU вариантов был и аэропорт имени Ираиды Вертипраховой (он набрал 3% голосов).

21 октября — день рождения советской летчицы Ираиды Вертипраховой. Мы решили рассказать о ней подробно.

Она родилась в 1931 году в Красноуфимске в многодетной семье простого рабочего. После семи классов школы поступила в медучилище и закончила его, но решила пойти в аэроклуб. Как-то гуляя по городу и увидев прохожего мужчину в форме пилота, спросила, где принимают на лётчиков. Оказалось, что она стоит прямо возле нужного здания. Вертипрахова настойчиво добивалась, чтобы ее приняли, но потом, поступив, решила оставить заня­тия — учеба была не из лёгких. Уже после случайно столкнулась с директором клуба, который убедил ее не сдаваться. Вернувшись, Ираида не пропустила ни одного занятия вплоть до окончания в 1952 году.

«Ты раньше летала?» — спросил ее инструктор, когда Ираида выполнила вираж, в первый раз оказавшись в кабине самолета. Он был уверен, что она уже имеет достаточный опыт полетов, поэтому и выполнила задание блестяще.

Затем Ираида выпустилась из Саранской летней школы, и в 1955 году ее направ­или в Красноярский аэроклуб уже в каче­стве летчика-инструктора по парашют­ной подготовке. Удивительно, но у нее самой было очень мало опыта, до этого она совершила всего лишь 3 прыжка. Совершенствуя технику прыжков сама, она начала обучать этому других.

В самом начале авиационной карьеры с ней чуть не произошел несчастный случай. Во время прыжка сначала не пошло кольцо основного парашюта, а потом запутались стропы у запасного. Уже после Ираида была уверена, что спастись ей помогло только чудо. Умудрившись очутиться на земле, да еще без всяких повреждений, она лежала и счастливо улыбалась. Ираида рассказывала об этом так: «Я увидала бегущих ко мне людей и грузовик. Порядок, подумала, стропы собирать не придется».

После она начала работать в Красноярском объединённом авиаотряде. Вначале летала на самолёте Ил-14, потом прошла переобучение на Ил-18, командиром которого она являлась в течение многих лет.

В 70-е годы Ираиде пришлось переучиться на пассажирский самолёт Ил-62. Это было решающим поворотом в ее карьере и судьбе. Ираида Вертипрахова стала первой в мире женщиной-командиром самолёта Ил-62, возглавив «сборную Аэрофлота», состоящую из шести девушек. Экипаж установил шесть мировых рекордов!

Громадный самолет женский экипаж освоил всего лишь за два с половиной месяца вместо положенных шести

Громадный самолет женский экипаж освоил всего лишь за два с половиной месяца вместо положенных шести

Примечательно, что шестой рекорд команда установила в день рождения Ираиды в октябре 1977 года на беспосадочном перелёте София — Владивосток, который длился 13 часов. После этого Вертипрахова и получила зва­ние «Заслуженный пилот СССР».

После установления мировых рекордов Ираида продолжила лётную карьеру в Красноярском объединённом авиаотряде. Но эксплуатировать самолеты Ил-62 начали только в 80-е годы, когда в Красноярске был построен новый аэропорт Емельяново, у прежнего не было таких возможностей. Поэтому Ираиде снова пришлось переучиваться, она освоила среднемагистральный самолёт Ту-154, став его командиром.

Ее подруга Людмила Логвиненко, руководитель пассажирских перевозок, рассказала NGS24.RU об Ираиде: «Как друг, как человек Ираида была неподражаема. Она настолько страшно любила свою работу. Могла без проблем согласиться взять пассажира лишнего, но перегрузок мы не допускали. Ираида понимала пассажиров, входила в их положение, ей были не чужды неприятности людей. Она как-то сказала: "В каком бы состоянии ни оказался мой друг или просто любой человек, я ему помогу, если надо, даже до дома провожу".

В компаниях она была главным заводилой, ее душой. Были мы как-то на юбилее у подруги. Запомнилось, как она встала на стол, а сама была довольно высокой, и давай стихотворения рассказывать, анекдоты, петь частушки про каждого из нас, прямо на ходу сочиняя. Настоящий талант».

Красноярский аэропорт в советское время

Красноярский аэропорт в советское время

За 22 года полётов Вертипрахова ни разу не имела нареканий в работе, но все изменил роковой случай в Сочи.

В 1981 году при приземлении в аэропорту города самолёт Ту-154 выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, но инцидент сказался на карьере Вертипраховой. По прямому указанию руководства она была переведена во вторые пилоты устаревшего самолёта Ил-18, проработав затем в этой должности несколько лет. А из Москвы последовала еще более жесткое указание: на «кукурузник» Ан-2.

После этого инцидента Ираиде пришлось завершить свою лётную карьеру.

«Мы ее очень уважали, сокрушались, когда так несправедливо с ней обошлись в министерстве, унизили. Мы просили за нее, понимали, что небо для Ираиды — все. У нее ведь не было семьи. Фразу "Экипаж — большая семья" сказали про нее» — вспоминает Максим Жиров, председатель клуба заслуженных пилотов.

Летчики про нее говорили: с ней хоть в огонь, хоть в воду

Летчики про нее говорили: с ней хоть в огонь, хоть в воду

Потом Ираида работала диспетчером, но со временем вернулась в родной Красноуфимск. В Красноярске она свою квартиру отдала государству, в Красноуфимске обещали дать другую взамен, но этого так и не произошло, сказали, что «у ее мамы уже есть 2-комнатная».

Там она жила в одиночестве, по праздникам иногда приходили поздравления от коллег из Красноярска, но никого из близких у Ираиды Вертипраховой не было.

Ее подруга Нина Литюшкина объясняет, почему Ираида так и не обрела личного счастья: «Она была одинока, тогда в авиацию попасть было очень сложно. Вся жизнь — это только работа. Приходилось жертвовать семьей, женским счастьем. Она не была замужем, видимо, так и не встретила своего человека».

В 2006 году на 75-м году жизни после тяжелой продолжи­тельной болезни Ираида Вер­типрахова скончалась.

В 2001 году новый лайнер Ту-204 компании «Красэйр» предложили назвать ее именем. К сожалению, этого так и не произошло. В 2016 году в Красноуфимске установили памятную доску, а в Ванкувере в честь Ираиды был открыт барельеф и ее именем названа аллея. В нашем городе, где она проработала всю жизнь, Вертипрахова даже такого не заслужила.

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!