Город История Красноярска летопись День рождения Октябрьского моста: показываем старые фото и вспоминаем, как он строился

День рождения Октябрьского моста: показываем старые фото и вспоминаем, как он строился

История моста, без которого невозможно представить Красноярск

Октябрьский мост на одной из стадий строительства и сейчас

29 августа исполняется 36 лет со дня открытия Октябрьского моста. Строительство длилось долго, но сейчас понятно, что работы велись не зря. Сложно представить себе город без моста, через который можно быстро попасть на Взлетку с правого берега. Хоть и строили его в то время, когда в новом районе еще почти ничего не было. В день рождения моста NGS24.RU изучил архивы старых газет и поговорил с историком краеведческого музея.

Как строился мост

Мост строили почти девять лет: первый камень заложили 7 ноября 1977 года, а открыли его только в 1986 году. Октябрьским его назвали из-за того, что строительство началось в день 60-летия Октябрьской революции.

Перед тем как начать строительство, проектировщики проводили изыскания. Результаты показали, что местность рядом с улицей Мичурина очень удачная для нового моста. На территории нынешней Взлетки в то время был почти пустырь.

— Мост — сложное техническое сооружение. Тут много требований по грунту, по течению. Скорее всего, именно это имело первостепенное значение, а не то, благоустроены ли районы, — рассказывает историк красноярского краеведческого музея Михаил Чечелев.

Октябрьский мост строился по ленинградскому проекту. Но выглядит он гораздо проще Коммунального или Железнодорожного

Проект моста разработали архитекторы из ленинградского треста «Трансмост». А строили его уже работники из красноярского Мостоотряда № 7 под руководством Сергея Виноградова. Именно в честь Сергея Николаевича назвали вантовый Виноградовский мост, где он тоже командовал процессом. Над строительством работали более 300 человек: за девять лет рабочие сварили 20 тысяч тонн конструкций и уложили 50 тысяч тонн бетона и железобетона. Тогда журналисты рассказывали, что на работах удалось сэкономить около 8 миллионов советских рублей.

— Впервые отдельные части конструкции скрепляли не высокопрочными болтами, а электросваркой, что позволило существенно удешевить строительство. В феврале 1986 года состоялась смычка пролетов моста. Начались технические испытания, прокладка трамвайной линии, благоустройство, — рассказывает Михаил Чечелев.

Монтаж Октябрьского моста в середине 1980-х

Конструкция моста — цельнометаллическая. Опоры — это буронабивные сваи высотой 25 метров, которые часто используют для монтажа фундаментов. Длина моста составляет 2,6 километра, ширина — 35,8 метров. В справочнике «Мостостроение мира» Октябрьский мост отмечен как имеющий судоходный пролет рекордной длины — 200,2 метров.

Газеты «Красноярский рабочий» и «Красноярский комсомолец» писали про Октябрьский мост еще неделю после его открытия. Большинство репортажей были восторженными и активно хвалили рабочих Мостоотряда. Но некоторые упоминали и о проблемах стройки: например, в 1984 году поставки конструкций чуть не сорвались. Но работникам удалось выйти из ситуации — они получили нужные материалы после «социалистической рабочей эстафеты» на мосту.

Как праздновали открытие моста

Торжественное перерезание ленточки в день открытия моста

В день открытия, 29 августа 1986 года, на острове Татышев прошел большой праздничный митинг. А трамваи по мосту запустили уже в первый день работы. Красноярцы радовались новой конструкции: таксисты говорили, что им не нужно делать огромный крюк через Коммунальный, а жителям Ленинского района стало удобнее добираться в район Партизана Железняка и Аэровокзальной.

— Именно отсюда возьмет начало основная магистраль будущего центра — проспект Черненко. Вокруг него и развернется со временем основное строительство. Здесь встанут жилые дома двух микрорайонов, крупные общественные центры — Дом знаний, Дом молодежи, — рассказывал газете «Красноярский рабочий» главный конструктор «Красноярскгражданпроекта».

В чем-то он оказался прав: Взлетку и вправду называют деловым центром Красноярска. А проспектом Черненко называлась нынешняя улица Авиаторов, которая в итоге так и не получила имя бывшего генсека.

В день открытия на мост выехали сразу несколько автобусов, троллейбус и трамвай. Сейчас такого транспортного разнообразия на Октябрьском уже нет

По мосту изначально должны были ходить и автобусы, и трамваи, и троллейбусы. С 1986 до 1997-го года там проходил трамвайный маршрут № 9 (Щорса — Мичурина — Октябрьский мост — Октябрьская площадь). С 2000 по 2004 год по мосту ездил только трамвай № 8 (Матросова — 60 лет Октября — Щорса — Мичурина — Октябрьский мост — рынок Советского района). До начала 2000-х годов по мосту ходил еще и троллейбус № 12.

Мост проектировался с учетом идеи городского трамвайного кольца. В то время трамваи ходили по Коммунальному мосту, и планировалось, что с Предмостной на них можно будет доехать до будущей Взлетки. Но с Коммунального рельсы убрали еще в 1994 году, потому что они уже разрушались и сильно нагружали мост. Движение по Октябрьскому прекратилось в 2004 году — в то время 8-ка ходила уже очень редко, а рельсы начали зарастать травой. После демонтажа путей движение на мосту стало 10-полосным.

В газетах «Красноярский комсомолец» и «Красноярский рабочий» в конце августа 1986 года рассказывали, что в честь открытия моста на острове Татышев прошел большой праздник с концертом. В программе были парашютисты и пилотажные фигуры на легких самолетах.

Символический ключ к открытию моста

Как люди добирались на Татышев до появления Октябрьского и вантового мостов?


С появлением Октябрьского моста добираться на Татышев стало гораздо удобнее. До того, как построили его и вантовый, красноярцы попадали на остров по понтонной переправе с Зеленой Рощи, которая к 1990-м годам наполовину разрушилась из-за паводков и больших нагрузок. Некоторые люди пытались проезжать по этому мосту на остров на машинах.

Историк Михаил Чечелев отметил в разговоре с NGS24.RU, что Качинская протока у Стрелки летом всегда была мелководной. И до появления Октябрьского моста люди часто ходили на остров вброд. А еще на Татышеве, пока он не стал цивилизованным местом, пасли скот и косили траву. Но активное благоустройство острова началось только в 2004-м.

Сейчас Октябрьский мост меньше страдает от пробок, чем Коммунальный. Возможно, дело в размере: он на 13 метров шире. В 2019 году мост назвали в честь бывшего главы края Павла Федирко, при котором его построили. Из планов на будущее — в ближайшие годы через Октябрьский мост хотят запустить линию скоростного трамвая до микрорайона Солнечный.

В 2020 году NGS24.RU вспоминал о строительстве Коммунального моста. Советуем вам прочитать про его историю и посмотреть архивные кадры.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства