Город Мост на костях

Мост на костях

Возле 4-го моста найдена уникальная челюсть древнего сибиряка — археологи назвали его жертвой каннибала и рассказали, почему могут сорвать сроки строительства моста

В районе строительства 4-го моста впервые за Уралом найдена челюсть древнего человека, жившего на территории современного Красноярска. По словам ученых, он жил во время Ледникового периода одновременно с мамонтами. Находка поможет восстановить внешность людей, живших на территории Красноярска 15 тыс. лет назад. Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправился на место проведения раскопок, погрузился в быт загадочного древнего населения Сибири, практиковавшего каннибализм, а также узнал у археологов, в каких случаях они могут приостановить строительство 4-го моста.

Справка: «Афонтова гора» — комплекс в центре Красноярска, состоящий из 5 стоянок человека времен палеолита, был открыт в 1884 году ученым Иваном Савенковым. Благодаря своеобразию материальных объектов в честь него была названа целая культура древнего населения Сибири.

Красноярские археологи 3 июня отрапортовали о находке уникального предмета — челюсти человека эпохи палеолита. Находка, датируемая 12–14 тыс. до н.э., была обнаружена на стоянке «Афонтова гора II» в районе строительства развязки 4-го моста на левом берегу Енисея, отчитались в компании «Красноярская геоархеология». На фотографии челюсть напоминает непрезентабельную глиняную дугу с неровностями зубов.

Как рассказал один из руководителей раскопок, научный сотрудник КГПУ Иван Стасюк, это первая челюсть взрослого человека эпохи палеолита, найденная за Уралом. Ранее на территории Сибири обнаруживались только детские челюсти этого периода — в поселке Мальта Иркутской области в 30-е годы и под Дивногорском в 1992 году.

Чтобы увидеть место, где была совершена находка, автор отправился на стоянку «Афонтова гора II». Раскисшее после недавнего дождя место раскопок обнаружилось выше левобережной опоры 4-го моста. Раскопы (специальные ямы глубиной около 5 м) затерялись среди огромных железных конструкций для моста и коробок деревянных домиков — их жильцы не захотели решить вопрос о переезде полюбовно и сейчас судятся за свою землю.

Челюсть вырезали вместе с куском породы и в таком виде отправили на исследования

На месте раскопок работает до 60 специалистов, приехавших с разных концов страны. Они живут в небольших вагончиках, расположенных тут же.

Челюсть была обнаружена днем 3 июня в раскопе № 24, сейчас это место накрыто специальным тентом, похожим на верх теплицы. Она была обнаружена вместе с останками крупного рогатого скота — это позволило ученым выдвинуть гипотезу, что «хозяин» челюсти стал жертвой каннибализма и останки выбросили с обычной пищей. По другой версии, захоронение просто сползло вместе с грунтом. Челюсть вырезали вместе с куском породы и отправили в Новосибирск. Части ее образцов разойдутся в лаборатории разных стран, в том числе в знаменитую дрезденскую лабораторию Макса Планка. Примерно через 8 месяцев должны появиться первые результаты исследований.

По словам г-на Стасюка, находка может позволить восстановить генетический код человека так называемой афонтовской культуры эпохи палеолита — из зуба можно достать образец ДНК, сохранившийся под эмалью. «По этому образцу можно будет узнать пол, возраст врожденные и приобретенные заболевания, расовые признаки. Мы ведь не знаем, кто они были — монголоиды, европеоиды», — рассказывает специалист. Для ученых также остается загадкой, откуда пришел человек афонтовской культуры и когда перестал существовать.

По словам кандидата исторических наук, замначальника экспедиции по научной части Евгения Артемьева,

Раскопы представляют собой прямоугольную яму глубиной до 5 см. На стенках раскопа можно рассмотреть линии, отличающиеся по цвету, — это культурные слои от разных эпох

открытие в 1884 году стоянок на Афонтовой горе позволило доказать приход человека на территорию Сибири во времена позднего палеолита.

С конца XIX века список находок археологов постоянно пополняется — в 1920-е годы были обнаружены остатки бедренной и лучевой костей древнего человека. В 1934 году был обнаружен фрагмент лицевой кости (сейчас он хранится в питерском Эрмитаже).

В районе 4-го моста также были найдены предметы более поздних времен, так как стоянка использовалась людьми в разные времена. Здесь обнаружены датированные железным веком (последнее тысячелетие до нашей эры) обломки керамической посуды, наконечники стрел. Также на Афонтовой горе известны погребения более позднего, бронзового века.

Сейчас археологи постоянно находят здесь каменные скребла, иглы, наконечники копий из камня со вставленными в них острыми пластинами и даже жадеитовые (полудрагоценный минерал) украшения, что для афонтовской культуры является редкостью. В частности, бусы, больше похожие на современные шайбы под болты.

Находки позволили установить примерный образ жизни человека афонтовской культуры. По словам Евгения Артемьева,

человек той эпохи жил одновременно с мамонтами и застал последний этап ледникового периода. Обычные температуры в это время зимой доходили до минус 50–60 градусов, летом — чуть выше нуля.

«Племена были похожи на современных людей. Они вели образ жизни по типу современных северных народов, кочуя со стоянки на стоянку вслед за стадами оленей от минусинской котловины до Красноярска. На стоянках они проводили по нескольку месяцев, строили жилища по типу чумов и яранг», — добавляет г-н Стасюк.

Заместитель директора Института археологии Российской академии наук (РАН), член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Петр Гайдуков (г. Москва) считает стоянку важным для Сибири и России археологическим объектом. Однако, по его словам, на территории Центральной России есть более ранние палеолитические объекты. Например, Зарайская стоянка (Подмосковье), где кремль стоит прямо на объекте. Возраст найденного там человека датируется периодом 30 тыс. лет до н.э. Примерно этим же датируется стоянка Хотылева в Брянской области.

Несмотря на важность проведения археологических работ, представители «КрУДора» заявляют, что даже в случае уникальной находки работы по строительству моста не будут остановлены. Г-н Стасюк заочно с ними не согласился. По словам ученого, согласно законодательству, строители не имеют права заходить на объект культуры федерального значения, пока не будут проведены работы по выемке всех культурных ценностей. «Они могут применять к нам штрафные санкции, не платить нам по контракту, но выкопать все мы обязаны. Тем не менее работы мы планируем закончить до ноября и все успеваем», — резюмировал он.

Викентий Чекушин

Фото thinkstockphotos.com (1), группы «Красноярская геоархеология» с vk.com (2), автора (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства