NGS24
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Красноярске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

1 м/c,

ю-в.

737мм 90%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,26
EUR 99,71
Дороги и транспорт Город убитых дорог (фоторепортаж)

Город убитых дорог (фоторепортаж)

Тысячи колдобин уродуют авто горожан после того, как на ямочный ремонт ушло 280 млн: как дорожники экономят на материалах и что на самом деле стоит делать, чтобы асфальт не таял со снегом

Весна обнажила от снега изуродованные дороги города. Теперь даже в центре Красноярска колеса авто подстерегают ямы глубиной до 9 см, торчащие люки и целые метры бугров от «заплаток». Разъяренные горожане прислали в редакцию десятки адресов, где автолюбители пробивают колеса. Мы прошлись по указанным адресам и узнали, что кое-где многомиллионный ремонт прошел совсем недавно, но строители открещиваются от ответственности. Эксперты дают 3 простых совета властям, как подольше сохранить асфальт.

Только на основных магистралях в черте города активист проекта «РосЯма» Руслан Руденко обнаружил на сегодня 997 ям и сам считает этот список весьма неполным. Получив от читателей жалобы на 40 ям, мы прошлись по каждому адресу, а после передали все данные в департамент горхозяйства мэрии (ДГХ). Нас интересовал вопрос, кто и когда в последний раз здесь ремонтировал асфальт и сколько за это получил из казны. После 4 дней работы чиновники дали ответ: почти по всем адресам ремонт в 2015 году не проводился. И все.

Тем временем центральная городская улица Маркса буквально усеяна колдобинами. На перекрестке с Декабристов люк канализации окружает провал. То же самое видим на перекрестке с Горького и у Центрального парка. «Наши специалисты смотрели именно те ямы, что вы показали. Это ямы вновь образовавшиеся. Их исправят при ямочном ремонте», — говорит представитель ДГХ Ольга Дегтярева.

Если у люков и положат асфальт, то пролежит он недолго, считает координатор «Федерации автовладельцев России» в Красноярске Егор Фролов. По его словам, при ремонте сперва одна компания укладывает свежий асфальт, второй подрядчик в свежем покрытии режет дыры и кладет туда бетонные плиты: «Зимой асфальт расширяется от снега и в зоне шва начинается деформация, при этом бетон иногда некачественный. Нужно, чтобы асфальт и люки укладывала одна организация: вела зачистку, укладывала плиту, заливала все битумом и только потом укладывала асфальт. Но так не делается».

Парковка на площади Революции стоит 30 руб., но, пожалуй, это единственное отличие этого места от остальных дорог и дворов Красноярска: прямо в районе паркомест тянется выбоина, заезд на парковку обезображен разрушившимся асфальтным швом. Павел Безсалов, глава компании «Инфоком», которая обслуживает платные парковки и получает за это порядка 80 % сборов с них, с вопросами о качестве асфальта на платных парковках отправляет в мэрию: «По инвестиционному соглашению земля под платными парковками на балансе у мэрии. Если мы начнем там что-то ремонтировать, это будет несанкционированными действиями».

Выезд с Диктатуры Пролетариата на Маркса. Огромная, чуть присыпанная щебнем яма сужает проезд до одной полосы. По наблюдениям Егора Фролова, нередко такие «засыпухи» остаются во дворах после ремонтных работ коммунальщиков. Жителям дворов с такими красотами общественник советует требовать укладки асфальта у мэрии или через ГИБДД. По действующим в России ГОСТам, на дорогах недопустимы ямы глубиной от 5 см, шириной от 60 см и длиной от 15 см.

Полотно Коммунального моста напоминает стиральную доску. Крайние полосы у тротуаров покрыты буграми свежих заплат, машину на них заметно подкидывает; в центре моста пролегают колеи, то тут, то там можно попасть в глубокие ямки.

Сам мост давно стал головной болью для автолюбителей и бездонной бочкой для казенных средств: проводить ямочный ремонт летом и перед очередным Красноярским экономическим форумом становится чуть ли не городской традицией.

Только летом 2013 года, по уверениям тогдашнего замглавы ДГХ, на латание ям потребовалось 12 млн руб. Однако уже осенью Коммунальный снова покрылся глубокими трещинами, и весной на мосту залатали 40 новых ям. В 2014 году ямочный ремонт моста «съел» почти 2,5 млн руб. из казны города, причем еще при укладке в жару новое покрытие пошло пузырями.

В 2015 году ямы примерно на четверти моста латали 5 предприятий — «САТП», ООО СПК «Сфера», ООО «ПромСтрой», ООО «ПК ДСУ», ООО «Красноярскдорремстрой», сообщили в пресс-службе департамента горхозяйства, не уточнив, какая компания за какой участок моста отвечала.

Беседа с представителями этих фирм оставляет тяжелые чувства. «Мы там немного делали. Нам показали несколько ям, 4-5, не помню точно, метров может 300–500 квадратных. Сделали. Все стоит, все нормально. Делали горячим асфальтом. К нам вопросов быть не должно», — говорит директор компании СПК «Сфера» Абилфаз Аллахяров.

При этом в июле 2015 года мэрия заставила «Сферу» переделывать асфальт в районе Предмостной и заявила, что компания оштрафована на 545 тыс. руб. Правда, в краевом арбитражном суде компания обжаловала наказание: ее обвиняли в укладке асфальта «на мокрое основание», но не смогли привести доказательств. По контракту «Сфере» полагалось 60 млн руб.

В том же году прокуратура нашла на Коммунальном мосту ямы шириной 2 м и обязала «ПромСтрой» их устранить — по данным ведомства, компания заключила с мэрией контракт на 99,3 млн руб. на содержание дорог. Сейчас, когда почти весь мост обезображен ямами, в компании от контракта на содержание моста открещиваются: «Мы проводили только одноразовый ремонт и все. Где мы проводили, там очень хорошо и никаких ям. Кусок там, кусок здесь».

В 2015 году ремонт Ярыгинского проезда вели сразу 3 компании. Этой весной на те работы не чувствуется и намека — сунувшегося сюда водителя ждет куча колдобин и страх за сохранность машины.

«Живу на Гладкова, для меня это самая короткая дорога в центр. Пикап SsangYong трясет здесь, как будто по тайге едешь. В феврале повредил тут привод. Ехал вечером тут домой километров под 70, влетел в яму», — делится с нами житель Красноярска Виктор.

На форуме 24auto.ru автолюбители прямо заявляют: «Коммунальный мост превратился в помойку», но у дорожников свои аргументы. Представители трех компаний, которые меняли покрытие на мосту, винят во всем старый асфальт: одни колдобины латают, а уже в метре от заплат появляются новые дыры. Егор Фролов полагает, что вместо залатывания конкретных ям дорожникам следует проводить «карточный» ремонт — снимать полотно и менять насыпь на участках в несколько метров. Так же считает и завкафедрой автодорог СФУ Вадим Серватинский: «Смену асфальта на участке без замены гравия можно считать просто косметическими процедурами. Карточный ремонт требует больше разовых вложений, но служит дольше».

Особо коварные ямы обнаруживаем на дороге-дублере ул. Алексеева — каждый день сотни семей из окрестных высоток выезжают по ней в город. Глубина выбоин достигает 16 см. Сама дорога узкая, одну из полос занимает парковка. Объезжая ряд оставленных авто, машины с грохотом проваливаются — ухают в ямы. Знающие местность объезжают их по «встречке». По данным проекта «РосЯма», ямки здесь появились еще в 2013 году, на следующий год их подлатали, но ремонт продержался недолго…

«Северный», ТЦ «Сибирский городок», где когда-то был «АЛПИ», узкая дорога у парковки с Мате Залки на Ястынскую. Если убрать из кадра жилые дома, то картинка будет напоминать ралли «Париж – Дакар»: грязь, колдобины и огромные лужи. Даже внедорожники сбрасывают скорость и едут, клонясь набекрень. И не напрасно.

Весной 2013 года здесь в грязи наглухо увяз грузовик. Мэрия тогда намеревалась оборудовать тут «ливневку», но ничего так и не поменялось. По данным отделения ФАР в Красноярске, дорогу здесь за свой счет строили владельцы «АЛПИ», и после продажи здания она стала бесхозной. «Весной 2013 года не могла тронуться даже спецтехника. Департамент горхозяйства обещал ее отремонтировать, но до сегодняшнего момента ее никто так и не взял на баланс», — говорит Егор Фролов. Ситуация с лужами осложняется особенностью застройки: дома возведены в разных уровнях, отвод вод от строений ведет к образованию целых морей у школы на Ястынской.

На участке Дубровинского у «Галереи Енисей» можно насчитать с десяток ям глубиной до 9 см. В убитых дорогах города общественник Фролов винит низкое качество битума, который используется при укладке асфальта: «В Красноярске используется ачинский битум. По всем параметрам он подходит еле-еле. Я общался с представителями асфальтных заводов, которые говорят, что закупают битум в Омске, омский битум — он лучше».

Вадим Серватинский отмечает в принципе низкое качество сибирского битума. Провалы асфальта и образование колей ученый объясняет попытками дорожников сэкономить: «Качество плотна определяет основание. Влага попадает под асфальт и зимой превращается в лед, асфальт идет буграми, а затем деформируется. В идеале нужно использовать гравий из скальных пород, но у нас при укладке асфальта используют галечник из Енисея. Автотранспорт его просто продавливает».

Ул. 9 Мая. Участок перед домами 42 и 38«а» весь испещрен ямами глубиной до 8 см. Активист проекта «РосЯма» Руслан Руденко уверяет, что какие-то ямы не латаются тут с 2013 года, какие-то после череды писем в мэрию и ГИБДД удалось залить асфальтом. Работу мэрии с жалобами на ямы активист оценивает крайне негативно: «Год с небольшим мэрия безобразно работает с обращениями. Сталкивался с такими ситуациями, когда некоторые из моих обращений словно куда-то в космос уходят. Одна из излюбленных позиций мэрии: "План ремонтных работ уже составлен, поэтому сейчас мы ничего ремонтировать не будем"».

В таких случаях, советует общественник, следует жаловаться на ямы в ГИБДД — если они больше, чем указано в ГОСТах, то дорожная полиция заставит чиновников провести ремонт. Глава ФАР Красноярска Егор Фролов говорит, что в среднем на рассмотрение обращений о ямах у чиновников уходит месяц.

В последние годы мэрия Красноярска с дорожниками работает так: контракт на ремонт выставляется на торги, оплата растягивается, идет платежами в течение 2–3 лет, подрядчик дает гарантию качества, и в этот период за свой счет устраняет недостатки. Представители мэрии не раз говорили о том, что такая модель позволяет отсечь недобросовестных подрядчиков. На фото мы видим мост через Качу в районе БКЗ, где асфальт меняли в 2015 году. По данным мэрии, исполнитель работ АМ «ДСК» в этом году устранит все замечания. Директор компании Манвел Рафаелян не нашел времени объяснить нам, что стало с асфальтом, уложенным год назад.

Разбитые дворовые проезды, дороги-дублеры могут и не дождаться подрядчиков, опасается Егор Фролов. «Сейчас администрация расплачивается с подрядчиками за ремонт прошлых лет. Вряд ли подрядчик пойдет ремонтировать ямы в проездах, если с ним еще за прошлую работу не рассчитались. Он скорее пойдет на главные дороги», — рассуждает общественник. В 2016 году на ремонт дорог в бюджете города заложено порядка 200 млн руб., что на 80 млн руб. меньше, чем в 2015-м.

Департамент городского хозяйства заверил нас: 40 ям, названных читателями НГС, в центре, «Северном», «Взлетке», на Московской, Гладкова включены в план ремонта-2016. При этом ученый Вадим Серватинский замечает: «Если мы заговариваем о ямочном ремонте, то надо понимать, что это временная пломба, задача которой не нести нагрузку, не улучшать прочность, а только предотвратить разрушение. Это сиюсекундная мера, задача которой — хоть как-то обеспечить скоростной режим».

Антон Понарин

Фото Артема Ленца (1–6, 8–12), Вадима Девятова (7), Вадима Соболева (13), Ивана Иванова (14)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства