Экономика Золотая жила у дома

Золотая жила у дома

Красноярцы бросились открывать продовольственные магазины — корреспондент НГС узнал, каких вложений требует бизнес и стоит ли им вообще заниматься

На фоне падения спроса на еду в Красноярске зафиксирован резкий рост числа продуктовых магазинов — по данным компании «2ГИС», с января по май этого года на карте города их стало на полсотни больше. Открываются в основном мелкие торговые точки, а лидером стал Советский район — на него пришлось 29 % «продуктовых открытий». Коммерсанты открывают павильоны и магазины «у дома» за 400 тыс. руб., но эксперты предрекают им быструю смерть под натиском крупных сетей. Подробности — в материале далее.

В Красноярске растет число продуктовых магазинов — к таким выводам пришли аналитики компании «2ГИС», изучив количество городских организаций в различных сферах. По данным экспертов, наибольший прирост с января по май 2015 года пришелся на продовольственные магазины: если в начале года их было 1934, то в мае уже 1991 (на 57 больше). «Под продовольственными мы имеем в виду магазины, где торгуют через прилавок. В исследовании нет, например, супермаркетов», — уточнил пресс-секретарь компании Максим Бугаев.

Лидером стал Советский район, на него приходится 29 % всех открытых в городе павильонов и магазинов «у дома». За ним идет Свердловский (24 %), а замыкает тройку Кировский (21 %). Меньше всего магазинов открылось в Ленинском районе — всего 2 %.

Специалисты Красстата подсчитали, что с января по март 2015 года по сравнению с I кварталом 2014-го реализация продуктов рухнула на 7,1 %. Красноярцы стали на 3 % меньше тратить денег на мясо, в частности, на 2,1 % упали продажи мяса животных, на 1,9 % — птицы, на 1,8 % — мясопродуктов, на 1,6 % — мясных консервов. На 6–7 % снизились покупки фруктов и овощей.

Гендиректор маркетингового агентства BOSgroup Артем Пусеп считает, что люди не стали меньше есть — просто они переходят на более дешевые аналоги того, что могли себе позволить раньше. Рост числа магазинов он объяснил переориентацией предпринимателей: «Те, у кого просела розница в другой сфере, например в одежном ритейле, переключаются на продукты. Потому что кушать люди будут всегда».

«Магазинчики "у дома" — сегодня самый перспективный бизнес, — уверен гендиректор "Региональной девелоперской компании" Олег Шитиков. —

Людям всегда можно в тапочках сходить за свежим хлебом, вся Европа так работает — крупные сети вынесены за город». Однако г-н Пусеп с ним не согласился — решающее значение, по его мнению, имеет цена, а не близость магазина к дому: «Сети предлагают более выгодные цены — у них больше логистических возможностей для закупок. Сильнее они и в маркетинге — собственные торговые марки делают показательно дешевыми, проводят акции».

Чтобы оценить эти факторы, приглядеться к ценам и увидеть воочию, что представляют собой новые торговые точки, корреспондент НГС отправился в магазин «Любимый», открывшийся в середине мая на 1-м этаже 10-этажки по ул. Урванцева, 12. Район спальный, но довольно оживленный. В 20:30 на входе — кучка молодежи, внутри, в относительно просторном торговом зале, — несколько покупателей, в магазине чисто и аккуратно. Алкоголь на прилавках отсутствует — нет лицензии. Ассортимент обычный для продуктового магазина — хлеб, крупы, молочка, напитки.

Открыл магазин 46-летний красноярец Валерий Концедаев — мужчина признается, что за год на этом месте он уже третий, до него здесь тоже торговали продуктами. Для г-на Концедаева это первый бизнес, а магазин он назвал семейным предприятием — управляющим назначил сына.

На открытие потратил почти 400 тыс. руб. — были некоторые накопления, недостающую сумму взял в кредит. Основные затраты — аренда 150 кв. м за 50 тыс. в месяц и приобретение продуктов. Около 30 тыс. руб. в год пойдет на налоги. Продукты предприниматель закупает сам на оптовых базах города.

«Магазин не просуществовал и месяца, поэтому заработать пока не удалось. На окупаемость планируем выйти в течение полугода», — надеется предприниматель. Основной расчет он делает на жителей ближайших домов, которым лень идти почти квартал до ближайшего супермаркета — за последние 3 дня было около 200 покупателей. Однако конкуренция сильна — на квартал около 5 магазинов. Бороться с ними предприниматель надеется низкими ценами.

Прогулявшись до ближайшего «Красного Яра», автор заметил, что там цены действительно несколько повыше — бутылка молока «Простоквашино» (жирность 3,2 %) стоит 59 руб. против 56 в «Любимом», рис «Националь. Золотистый» (900 г) — 87 руб. против 75, чай «Принцесса Нури. Высокогорный» (25 пакетиков) — 44,7 руб. против 42.

Председатель Краевого союза малого предпринимательства Виталий Бондарев в успех таких магазинов не верит: «Продажи в продуктовом сегменте рухнули на 40 %. Коммерсанты со слезами на глазах показывают свою бухгалтерию». Мелких игроков, по его словам, все сильнее давят сетевики — заходят в рынок агрессивно, цены роняют.

Чтобы выжить, владельцам небольших точек приходится бороться более приземленными способами: быть честными, предлагать исключительно качественный продукт, общаться с каждым покупателем как с другом или соседом.

«Рынок перераспределяется в пользу торговых сетей — на них сегодня приходится две трети розничного продуктового рынка Красноярска, — добавляет директор компании «Сибирская финансовая система» Валентин Богомолов. — Люди стали экономить, а магазины "у дома" продают товар дороже, лишь начинающие демпингуют».

Предприниматель и депутат красноярского горсовета Константин Сенченко считает, что продукты — это сегмент рынка, который в кризис страдает меньше всего: «Единственный сектор, позволяющий предпринимателям хоть как-то существовать. От остальных товаров или услуг люди отказываются легко». Однако признается, что сам бы деньги в магазин «у дома» не вложил: «Этот рынок перенасыщен, конкуренция будет лишь нарастать».

Наряду с продуктовым рынком, по мнению Сенченко, непотопляемыми в кризис остаются лишь секторы, связанные с работой на экспорт. «Не каждому дано торговать лесом, нефтью или газом, но малый бизнес может найти себя в IT-сфере: работы на аутсорсинге, связанные с программированием, написанием кодов для западных заказчиков, — говорит предприниматель-депутат. — Во всем мире сегодня есть спрос на людей, которые имеют мозги».

Максим Косов

Фото depositphotos.com (1), автора (2, 3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства