В Красноярск готовится зайти продуктовая сеть «Магнит». По данным чиновников, компания, якобы, выкупила участок в Емельяновском районе под склад и планирует сеть магазинов. В самом «Магните» предпочитают хранить молчание. В Омске, где развитие сети также начиналось со склада, супермаркеты запомнились вежливыми продавцами, демократичными ценами и скудным ассортиментом. На фоне масштабной экономии, красноярцев можно завоевать только низкими ценами, убеждены эксперты. В перспективах новой сети разбиралась корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Федеральная продуктовая сеть «Магнит» начинает экспансию на Красноярск: выкупила у частных лиц 50 га на выезде из Емельяново и к концу года планирует возвести здесь распределительный центр сети, сообщил изданию «Деловой квартал» глава Емельяновского района Эдуард Рейнгардт. Строительство центра позволит создать около 1 тыс. рабочих мест, а после завершения работ начнется запуск сети супермаркетов, заявил изданию чиновник.
По данным издания «Ведомости», тогда сеть подыскивала в Красноярске директора филиала для будущих 12–15 магазинов. Спустя 2 года, минувшим летом, информацию о поисках компанией места для распределительного центра подтвердили в министерстве инвестиций и инноваций края.
Однако сегодня сообщение о покупке участка в сети называют «недостоверным», заявив при этом автору, что «Магнит» рассматривает Красноярский край, как и другие регионы России, в качестве потенциальной площадки для развития сети, но говорить о конкретных планах преждевременно».
Отвечать на более подробные вопросы в компании не стали, сославшись на коммерческую тайну. Экспансию компании на российские города подтверждает информация на ее официальном сайте — только в декабре было запущено 204 новых магазина по стране. Сегодня в 2 тыс. городов их общее число приближается к 10 тыс.: 190 гипермаркетов, 97 магазинов «Магнит Семейный», более 8 тыс. точек формата «у дома» и магазинов косметики.
Как выяснила корреспондент НГС.НОВОСТИ, в соседнем Новосибирске, где сеть «Магнит» за 2014 год разрослась до 12 супермаркетов, покупатели не видят особой разницы между магазинами других сетей либо вовсе в «Магниты» не заглядывали. В них представлены стандартные категории товаров для магазина формата «у дома»: холодильники с кисломолочной продукцией и колбасами, хлеб, овощи, алкоголь, стойки с шампунями и бытовой химией. «Магниты» — это помытые и почищенные «Пятерочки», — сравнивает жительница Новосибирска Лилия с сетью супермаркетов, знакомой красноярцам в прошлом. По ее мнению, цены в «Магнитах» — средние по городу.
Примерно такая же ситуация и в более далеком Омске. Предвестником 4 гипермаркетов и «спальных» супермаркетов в 2012 году там тоже стало строительство распределительного центра. На портале flamp.ru среди воспеваний омичами приветливых кассиров и демократичных цен «Магнита», автор нашла
отзывы о небогатом ассортименте с неизвестными марками, отсутствии ценников и жалобы на несвежие фрукты и овощи. Также пользователи портала подмечают, что не раз наблюдали, как частники скупали продукты для перепродажи с наценкой в собственных точках.
Между тем, по данным портала о торговой недвижимости и ритейле ShopAndMall.Ru, определяющим фактором покупки становится именно цена. По его данным на начало 2014 года, в борьбе за кошельки и желудки красноярцев лидировали местные сети («Красный Яр», «Командор», «Каравай» и Rosa) — на них приходилось около 45 % от рынка. Еще 35 % рынка принадлежит федеральным сетям («О'Кей», «Лента»), оставшиеся — другим игрокам. При этом аналитики насчитали в Красноярске 58 супермаркетов и гипермаркетов, а также 755 «магазинов повседневного спроса и мини-маркетов». Средний чек в сетях за 1,5 года, на ноябрь 2014-го, увеличился на 8–10 %, причем наибольшим средним чеком отличаются гипермаркеты — 750–1000 руб. В супермаркетах и магазинах «у дома» эта цифра гораздо ниже — 325 и 275 руб. соответственно.
Осеннее падение рубля к кардинальному увеличению суммы одной покупки не привело, выяснила автор. В сети «Красный Яр» сообщили, что средний чек держится на старом уровне — около 370 руб. Такая же ситуация в сети SPAR и «Каравай» — 270 и 230 руб. соответственно. В «Командоре» назвали сумму в 400–430 руб. и неизменное количество позиций в продуктовой корзине.
Однако ритейлеры заметили склонность покупателей к экономии. «Люди переключаются на более дешевые товары или стали покупать их меньше. Предположим, ранее покупали полкило колбасы, сейчас — граммов 200–300», — констатирует директор по маркетингу сети супермаркетов «Командор» Дмитрий Полуянов. В сети магазинов «Мясничий» и вовсе заметили, что красноярцы стали воспринимать мясо как деликатес и элемент праздника — теперь приходят за мясом не каждый день, а в пятницу и субботу.
Если новая продуктовая сеть «Магнит» решится зайти в Красноярск, считает гендиректор маркетингового агентства BOSgroup Артем Пусеп, то сумеет оттянуть на себя часть спроса демократичных гипермаркетов «Лента» и «О'Кей».
Отчасти этому будет способствовать известность бренда, которая фигурирует в СМИ и запоминается тем, кто часто бывает в городах, где представлен «Магнит». «Лучший способ выживания у магазинов подобного формата и занятия ниш в глубинках — это демократичный подход», — считает Артем Пусеп.
Сети — конкуренты «Магнита» в Красноярске будут формировать свою ценовую политику вне зависимости от прихода новой сети, полагает маркетолог. Каждая будет искать тонкую грань между рентабельностью бизнеса и привлекательностью для покупателя. «Сейчас ситуация диктуется внешними, политическими факторами, а не внутренними проблемами. Сети не будут смотреть друг на друга. Кто сможет закупить, найти наиболее выгодные условия у поставщиков — тот и победит», — рассуждает Артем Пусеп. По словам маркетолога, в конце уходящего года многие сети зондировали почву в Красноярске, но зайти в период кризиса решаются не многие. Называть бренды, ссылаясь на коммерческую тайну, собеседник отказался. Пока же известно, что в 2015 году расширяться в Красноярском крае собирается сеть «Лента», а «Красный Яр» планирует прирасти еще 10–15 магазинами.
Юлия Глушко
Фото thinkstockphotos.com (1), Дастана Бейсебаева (2)