Экономика «Не один кризис пережили»

«Не один кризис пережили»

Доллар взял очередной рекорд — продавцы еды, квартир и путевок рассказали, как переписывают ценники и дали свой прогноз на 2015 год

Скачки курсов валют продолжают будоражить потребительский рынок Красноярска. В понедельник, 15 декабря, по данным Московской биржи, курс евро преодолел отметку в 73 руб., а доллар вырос почти до 59 руб. Рубль падает уже 2 месяца — после резкого снижения цен на нефть и введения взаимных санкций с Западом. Насколько вырастут цены, как влияют скачки курсов на бизнес и чего ждать покупателю в ближайшем будущем — корреспондент НГС.НОВОСТИ узнавал у представителей рынка туризма, недвижимости, продуктового ритейла, одежды и цифровой техники.

Всем участникам были заданы следующие вопросы:

1. Насколько повлияла на текущую торговую деятельность нынешняя валютная ситуация?

2. Начали ли переписывать ценники и почувствовали ли падение спроса?

3. Какой прогноз по своему роду деятельности можете дать на 2015 год?

Дмитрий Полуянов, директор по маркетингу сети супермаркетов «Командор»: «Абсолютно все товары, которые привозятся из нерублевых стран, либо уже подорожали, либо еще будут дорожать в ближайшее время. Люди стали больше брать дешевых и акционных товаров — скидки доходят до 40 %. Переключаются на менее известные, но более дешевые бренды. Серьезно переформатируется покупательский спрос. Овощи и фрукты дорожают, так как привозятся из Азии и Латинской Америки — нам постоянно приходится сдерживать цены, но дается это все тяжелее. Бананы, например, продаем практически в ноль из-за высокой конкуренции. И так по многим товарным категориям.

Несмотря на то, что рынок сейчас стагнирует, мы наблюдаем рост покупательского спроса — товарооборот вырос на 10 % по отношению к ноябрю прошлого года.

Делать прогноз сейчас — все равно что пытаться предсказать стоимость курса доллара или барреля нефти. Рынок продуктового ритейла на это сильно завязан. Нам остается только ждать. Но однозначно можно сказать, что покупатели будут продолжать экономить: цены растут, а зарплаты нет. Люди становятся беднее, и, боюсь, в следующем году темпы лишь усилятся».

Александр Вербицкий, директор сети салонов мужской одежды «Красный Квадрат»: «Из-за падения спроса приходится идти на перекредитование, чтобы покрыть издержки и остаться на рынке. Банки тоже свою ставку подняли — получается замкнутый круг.

Посещаемость упала в 3 раза, хотя цены мы еще не поднимали и работаем по старым закупкам. Вот на следующий год будем закупать сорочки и костюмы на 25–30 % дороже, потому что фурнитура и ткани в основном закупаются за границей. Если ранее, допустим, сорочку заказывали по средней оптовой цене до 500 руб., то сейчас она будет стоить 740. Был бы сейчас наплыв и люди все бы скупали, как бытовую технику, например, — мы бы не поднимали цены. Можно было бы оборотом все эти издержки вернуть.

Сейчас мы будем работать вхолостую, и выживет тот, кто будет предельно сокращать расходы — убирать неликвидные точки, не завозить лишний товар, сокращать рекламные бюджеты. Если так будет продолжаться еще хотя бы полгода — очень многих это подкосит, предприниматели уйдут с рынка. Конкуренции станет меньше и цены еще больше вырастут».

Светлана Маслова, директор туристического агентства «С.В. Маслова»: «Туристы сейчас замерли в ожидании, а те, кто все-таки планирует отдыхать, — ждут выгодных для себя предложений. Рейсы туроператорские не заполняются, туристические потоки снизились. Европа вообще провисает сейчас, многие отказались от поездок, особенно на горнолыжные курорты — едут на российские. Отели берут меньшей звездности и все чаще предпочитают Азию.

Если мы говорим о далеком бронировании — дороже путевка выйдет. Если люди хотят отдохнуть по приемлемой цене, лучше от дальних планов отказаться, нужно ехать сейчас — пока еще это дешевле выйдет, а выгоднее всего брать горящие путевки. Зимняя чартерная программа сократилась на 50 % по сравнению с прошлым годом — туристов сейчас в два раза меньше.

Люди как отдыхали, так и будут отдыхать, но ближайшие полгода туристы могут сидеть дома. Кризис существенно почистит рынок — турагентства уже сейчас закрываются десятками. Останутся лишь те, кто сможет выжить, — именно по ним распределятся все клиенты. Летних рейсов станет гораздо меньше, чем в этом году, по России будут больше ездить — но турист не исчезнет. Не один кризис пережили».

Ирина Монастырская, директор Красноярского инвестиционного агентства недвижимости: «Среди клиентов сейчас преобладает желание приобретать объекты эконом-класса по небольшой стоимости — наиболее востребованы небольшие квартиры-студии от 1,2 млн до 1,5 млн руб. Выросло число предложений коммерческой недвижимости, однако активной реализации не наблюдается. Особо сильно просел сегмент крупных объектов коммерческой недвижимости — покупается лишь то, что стт дешевле. На аренде валютная ситуация никак не сказывается.

Стало больше покупателей, решивших вложить все свои накопления в недвижимость, — причем берут как долевое, так и вторичное жилье. В то же время снизилось число желающих оформить ипотеку. Изменений по ценам пока нет — сегодня достаточно предложений, которые позволяют закрыть спрос на рынке.

Какие-либо прогнозы давать сейчас сложно. Думаю, всем понятно, что на рынок недвижимости, с одной стороны, влияют доходы населения, которые, в свою очередь, зависят от курса валют и инфляции в стране, а с другой — привлекательность и доступность ипотеки».

Максим Багаев, руководитель компании «Техномакс»: «Три недели назад мы ощутили, что Новый год наступил гораздо раньше — когда доллар приблизился к 43 руб., люди пошли тратить деньги. Кроме того, сейчас мы вынуждены тщательнее отслеживать цены у поставщиков, потому что вслед за долларом они начинают их накручивать. Причем это касается всех позиций — начиная с комплектующих и заканчивая сложной техникой. Особняком стоят компании, такие как Apple, Sony, Samsung, — они целиком ведут свой бизнес в рублях и все валютные риски берут на себя: они всё пересчитали, и на нас это не могло не отразиться — цены выросли порядка на 40 %. Тем не менее спрос вырос — думаю, в связи с неуверенностью клиента в завтрашнем дне.

Мы продаем товары не первой необходимости, боюсь, что следующий год станет для нас повторением 2008-го, когда был весьма значительный спад продаж. Спрос упадет по сравнению с 2014 годом примерно на 25–30 %».

Максим Косов

Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства