Экономика Нагрели на ОСАГО

Нагрели на ОСАГО

Страховщики отказываются продавать полисы ОСАГО без покупки дополнительных услуг на 1,5 тысячи рублей — за это можно отсудить 5 тысяч, но остаться без полиса

О массовых жалобах водителей на отказ выдачи полисов ОСАГО без покупки страхования от несчастного случая, удорожающей полис на 30 %, стало известно на минувшей неделе. Страховщики отказались признавать причастность к нарушениям и заподозрили в них страховых агентов. Водители же собираются ездить без полиса и ходить в офисы компаний с диктофонами. Какую сумму переплачивают автолюбители за навязанные дополнительные услуги и возможно ли с этим бороться — читайте в материале НГС.НОВОСТИ.

Красноярцы начали массово жаловаться на навязывание вместе с полисом ОСАГО дополнительной услуги — страхования жизни, сообщила в начале недели пресс-служба Красноярского краевого управления Федеральной антимонопольной службы России. По данным ведомства, за 3 месяца текущего года 21 водитель подал подобные жалобы на компании «Росгосстрах», «Ингосстрах» и «Надежда».

Как выяснил автор, проблема навязывания дополнительных услуг намного шире: вместе с ОСАГО водителям предлагается широкий набор дополнительных услуг. По словам 29-летней владелицы Nissan Cube (2001 год выпуска, мощность 85 л.с., водительский стаж более 3 лет) Нины, недавно она обратилась за продлением ОСАГО, однако в первой компании ей отказали из-за отсутствия полисов.

Девушка пошла в другую компанию, где ей предложили помимо основной страховки целый «букет» дополнительных на 3 тыс. руб.: полис добровольного страхования автогражданской ответственности, страхование от несчастного случая.

вспоминает Нина. В итоге отчаявшаяся девушка с заканчивающейся страховкой купила полис в третьей компании за 2 тыс. руб. Дополнительно, по ее словам, «ей мягко навязали» еще одну услугу стоимостью 1,2 тыс. руб. Услуга предусматривает увеличение страховой выплаты со 150 тыс. до 300 тыс. руб. в случае если автомобиль владельца полиса стоит дешевле авто другого участника аварии.

Заместитель гендиректора по маркетингу и экономике компании «Надежда» Татьяна Черепанова, категорически отказалась признавать причастность руководства в навязывании дополнительных услуг клиентам. Тем не менее она отметила, что у компании работает более 700 агентов и «клясться за каждого кровью» она не может. При выявлении таких случаев будут приняты меры вплоть до расторжения агентского договора. Однако она не скрывает:

страховым агентам выгоднее продавать дополнительные услуги, чем ОСАГО.

Дело в том, что агенты получают только 10 % с продажи каждого полиса ОСАГО, а при продаже дополнительных услуг, в том числе страхования жизни, вознаграждение возрастает до 20–30 %. Средний ценник ОСАГО в «Надежде», по словам г-жи Черепановой, составляет 3,5 тыс. руб. А дополнительная услуга, например, страхования несчастного случая при ДТП — около 300 руб. Однако представитель УФАС Ольга Чуракова утверждает: указанная в жалобах стоимость страхования от несчастного случая колеблется на уровне 1–1,5 тыс. руб., что составляет 30–35 % от средней суммы ОСАГО.

Как пояснил специалист юридической компании «Закон и право» Игорь Кочанов, отказ в заключении договора ОСАГО без дополнительных опций квалифицируется как отказ в предоставлении гражданину обязательной услуги. В таком случае

водителю необходимо составить акт об отказе в присутствии двух понятых. После этого он может обратиться в УФАС и в суд. Моральная компенсация за подобные отказы составляет максимум 5 тыс. руб.

При этом водитель теряет время на судебные разбирательства и не может ездить без страховки — штраф за это, согласно ст. 12.3 КоАП РФ, составляет 500 руб.

Как пояснила представитель УФАС Ольга Чуракова, оштрафовать компанию за отказ в ОСАГО без приобретения дополнительных страховок можно только в случае документального доказательства в виде распоряжения для сотрудников о взимании дополнительных сборов. Штраф за нарушение по ст. 10 федерального закона «О защите конкуренции» составляет от 300 тыс. до 1 млн руб. и касается только компаний с долей рынка в регионе более 20 %. Единственное подобное дело рассматривалось в 2010 году по заявлению клиента компании «Ингосстрах». Тогда компания отделалась предупреждением.

Председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации автостраховщиков Геннадий Плотников дополнительными причинами навязывания дополнительных услуг называет возросшую практически до 100 % убыточность ОСАГО.

Она складывается из не повышающихся 11 лет тарифов, деятельности юридических фирм, которые вместе с суммой страховки отсуживают у страховщиков оплату их услуг. Помимо этого участились случаи мошенничества, когда деньги за одну и ту же «битую» машину взимают ущерб сразу в нескольких регионах.

Глава регионального общества по защите прав потребителей Михаил Шевцов рассказывает: с жалобами на случаи навязывания страхования жизни чаще всего обращаются клиенты банков. В среднем размер страховки при банковских кредитах составляет 2–3 тыс. руб. «Был даже случай, когда при кредите в 100 тыс. клиенту навязали 70 тыс. руб. различных страховок. По сравнению с банковской сферой навязывание в сфере автострахования появилось относительно недавно и имеет меньшие масштабы», — резюмирует г-н Швецов.

Викентий Чекушин

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства