В Красноярске началось строительство экспериментальной механической парковки, работающей по принципу «колеса обозрения». Благодаря механизму, способному вместить на 30 кв. м до 15 машин, планируется разгрузить улицы от хронических заторов. Подобный эксперимент в Новосибирске закончился поломкой на морозе и демонтажем парковки. Владелец красноярской парковки планирует протестировать ее на собственных сотрудниках и адаптировать к суровым сибирским условиям. Подробности проекта — в материале НГС.НОВОСТИ.
Решение вопроса парковки предложил резидент красноярского бизнес-инкубатора — компания «Паркматика». Разгрузить дороги специалисты предлагают с помощью механической парковки по типу «колеса обозрения». Строительство пилотного образца началось на пр. Свободный, 75, рассказали в пресс-службе КРИТБИ.
По словам директора ООО «Паркматика» Дмитрия Макаренкова, 12-тонная конструкция представляет собой вертикальный 11-метровый замкнутый конвейер. Площадь на земле — 30 кв. м. Водитель заезжает на одну из 9 платформ, ставит ее на «ручник» и уходит. Все остальное — дело автоматики: механизм поднимает авто над землей, освобождая место следующему автолюбителю. Чтобы забрать машину, придется подождать максимум 2 минуты, говорят специалисты.
Конструкция будущей парковки скромно расположилась в углу закрытой стоянки на территории бизнес-инкубатора. В конце мая был залит фундамент под парковку, сейчас возводится каркас.
Первым поставить свой личный автомобиль на конструкцию высказал желание исполнительный директор бизнес-инкубатора, Николай Колпаков. Последовать примеру руководителя не против и другие сотрудники офиса. «А почему нет, мой автомобиль застрахован», — улыбается сотрудник КРИТБИ Наталья.
Двое мужчин, ставящие машины рядом, с интересом рассматривают каркас будущей парковки, но выражают опасения: «У нас тут ветер такой бывает, что ворота открывает. Неплохо бы прикрутить ее к зданию, а то мало ли».
Изобретатель утверждает, что данная конструкция будет на порядок дешевле и устойчивее к обледенению, чем ее аналоги. В пример Дмитрий Макаренков приводит корейскую парковку DongYang на 12 мест. Ее стоимость после таможни без монтажа — 3,7–4,1 млн руб. Общие инвестиции в красноярский проект составляют 2,5 млн руб.
Больной вопрос повсеместных заторов стоит очень давно. По данным «Красноярскграджданпроекта», сегодня при строительстве новых микрорайонов сразу закладываются парковки из расчета 1 машино-место на 1 квартиру. Но проблему миллионного города это не решает. В июне 2013 года в Красноярске количество автомобилей перешагнуло рубеж в 401 тыс.
В полку ДПС ГИБДД «Красноярское» приводят статистику: за первое полугодие уже выписано почти 4,5 тыс. штрафов за парковку в неположенном месте.
Красноярец Максим Миронов на вопрос автора о необходимости механических парковок в Красноярске, отвечает, что с удовольствием бы оставил свой Honda Civic на подобной конструкции. «Если других альтернатив нет, цена за стоянку адекватная и владелец берет ответственность по возмещению каких-то последствий. Зато буду знать, что никто не поцарапает и не заденет», — подчеркивает он.
Оценить в полной мере плюсы и минусы подобных механизированных парковок удалось новосибирцам. Несколько лет назад возле торгового центра в Новосибирске появилась парковка наподобие той, что сейчас конструируют в Красноярске. Но зимой оборудование вышло из строя и конструкцию демонтировали.
Зато вот уже два года в Новосибирске успешно работает механизированная парковка другого типа — с каркасом в виде этажерки со специальным подъемником с манипулятором и поворотным устройством внизу. 14-этажная конструкция на 56 авто возведена компанией «Сиб-лувр» в центре города, на ул. Романова. По словам начальника отдела развития компании «Сиб-лувр» Андрея Алексеевского, их проект немного опередил время:
«Она пользуется спросом, но не таким, как хотелось бы. Вместо того чтобы не переживать, что машину эвакуируют или поцарапают, люди предпочитают заехать на «зебру», встать на газон. «Это ж 30 руб. (цена за час стоянки на парковке. — Ю.Г.) платить — что вы! Я могу и бесплатно» — менталитет у нас не тот».
Как рассказал Андрей Алексеевский, в первую зиму эксплуатации возникли сложности — рекомендованное масло не подошло для сибирских условий: «Мы, конечно, выпендрились, сделали часть фасада стеклянной. Хотелось, чтобы красиво было, видно, как машины поднимаются, — пришлось утеплять».
Главный архитектор «Красноярскгражданпроекта» Антон Шаталов считает, что вопрос эстетики для всех парковок открытого типа не стоит. Главная задача — экономить место, утверждает он. «В принципе, элеваторная парковка дешевле, чем обычная подземная. Если рассмотреть западный опыт, то там их представлена широкая гамма. Элеваторные парковки я видел, в том числе в Нью-Йорке. На земле они занимают места как 3 парковочных места, а машин в ней 14. Я, в принципе, сторонник платных парковок с прогрессирующей тарификацией. Человек должен четко понимать, что он либо дальше паркуется, либо едет на общественном транспорте», — рассуждает архитектор.
Механические парковки элеваторного типа имеют право на существование в пространстве Красноярска наряду с другими видами парковок. Но их место — во дворах и рядом с жилыми домами и бизнес-центрами, а никак не на загруженных центральных улицах, считает специалист.
Юлия Глушко
Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2), предоставлено КРИТБИ (3)