Уже два года по миру шагает пандемия. Казалось бы, о каких переездах тут может идти речь? Но семейную пару из Красноярска — Дарью и Константина — это нисколько не смутило, и летом 2021 года они перебрались в Южную Корею. При этом умудрились прихватить с собой домашнего любимца — рыжего кота. На всё это они потратили около миллиона рублей. Спросите, почему так дорого? Почти 700 тысяч — это кредит на депозит для аренды квартиры. Остальное — билеты, визы, перевод документов на корейский язык, справки для животного. Мы попросили Дарью рассказать, почему они решились на такой шаг, с какими проблемами столкнулись и насколько жизнь там отличается от красноярской. Этой статьей мы возобновляем наш старый цикл о перебравшихся за рубеж «Переезд: все за и против».
Почему решились на переезд?
— Подумать о переезде из России нас заставила первая зарубежная поездка в Европу. В 2018 году мы поехали на научную конференцию в Западную Германию, где познакомились со многими молодыми людьми, уже уехавшими туда учиться. Их стипендия составляла 1500 евро против нашей в 8000 рублей, а цены на продукты были весьма небольшими, примерно такими же, как в России, но более качественными. После конференции мы путешествовали по Европе еще несколько недель, посетили 5 стран, и, когда спустя месяц вернулись в Красноярск, в сравнении с той жизнью, которую мы увидели, он оказался серым, грязным и безрадостным. Мы оба были студентами, но решили с этого дня сделать всё возможное, чтобы найти работу за рубежом.
Красноярск — красивый город. Мне нравится, что его начали благоустраивать, создавать общественные пространства, он стал более молодежным. В первую очередь нас не устраивало качество воздуха, экология. У меня появились аллергии и проблемы со здоровьем. Качество зарплат тоже не устраивало, разве это нормально молодому специалисту получать 30–40 тысяч рублей, особенно если еще нужно снимать квартиру?
Мы с мужем родились в Красноярске, я получила образование архитектора, а мой муж, Константин, — ученый физик-теоретик. План переезда из России был таким: в 2020 году Константин должен был защитить кандидатскую диссертацию, а за год до этого мы начали рассылать его резюме на подходящие вакансии научного сотрудника в другие страны. Были нацелены на Европу. Он проходил интервью с Испанией, Италией, Германией и другими странами. Мы хотели переехать в Германию или Нидерланды и даже начинали учить немецкий язык. Нидерланды — это лично моя мечта, потому как по образованию я архитектор и восхищаюсь северными европейскими городами, странами и, конечно же, архитекторами. Мой муж практически получил работу в Нидерландах, но коронавирус и бюрократия немного испортили всю картину.
Защиту кандидатской очень долго не могли назначить из-за начавшегося ковида, ее откладывали больше года. И в какой-то момент мужа позвали работать в Южную Корею. Я сначала была против. Ровно за неделю до закрытия границ в феврале 2020 года мы успели побывать в Японии и Корее. В Токио и Сеуле. Может, в сравнении с Токио Сеул вызвал у меня какое-то отторжение. В Токио было так уютно и чисто, а Сеул оказался огромным тетрисом с однообразными домами, широкими дорогами и непонятной европейцам едой. Но всё-таки мы согласились.
Переехать в разгар пандемии — дело нелегкое, а здесь уже есть официальное приглашение на работу. Но перебраться мы не могли ровно год с момента получения работы: ждали основной документ, диплом о присвоении звания кандидата наук. Это очень расстраивало и напрягало. В это время мы успели пожить в Санкт-Петербурге, куда уже меня позвали архитектором.
Переезд ценой в миллион рублей
Самая главная сложность переезда заключалась в том, что у нас есть кот. Друзей мы не бросаем, поэтому пришлось потратиться на оформление: чип, прививки, справки. Корея — одна из нескольких стран, требующая дополнительных тестов на антитела к бешенству. Данный анализ проводится только в Москве, и он очень дорогостоящий. На тот момент мы жили еще в Красноярске, и только доставка пробы в Москву обошлась в 3 тысячи рублей. А сам анализ — от 5 до 10 тысяч.
Потом мы сделали апостили и переводы на все необходимые документы, на это тоже ушла большая сумма денег. Визы нам оформляли с корейской стороны, но для ее получения здесь нам было необходимо сделать флюорографию в специальном центре, которая стоила 4 тысячи рублей.
В целом нам переезд обошелся почти в миллион, потому что нам пришлось взять кредит в 700 тысяч рублей для залога на годовую аренду квартиры. Это 10 тысяч долларов. Сейчас в месяц за нее мы отдаем 30 тысяч в рублях.
Мы вылетали из Санкт-Петербурга в середине августа 2021 года. Летели с пересадкой в Катаре, потом уже в Корее добирались до нашего города Тэгу на такси, дорога заняла в общей сложности около 32 часов. Когда мы приехали в аэропорт, нас ждал сюрприз: сотрудники Катарских авиалиний не пропускали нашу клетку с котом, хотя она была огромная. За 15 минут до отправления самолета наши друзья нашли нам клетку побольше и привезли ее. Ситуация была патовая. Для понимания: клетка побольше была рассчитана на животное весом 30 кг. А наш кот весит всего 3,5.
Добравшись до Кореи, мы должны были пройти 14-дневный карантин и выйти только на 15-й день. Нам нашли недорогое карантинное жилье, но когда мы приехали в него, мы были просто в шоке. Нам втроем пришлось две недели жить в 9-метровой комнате, где была только односпальная кровать. Тут-то мы и поняли, что без кота было бы очень скучно. Дважды за период карантина нам приезжали делать бесплатный ПЦР-тест, государство доставило нам две коробки с едой, санитайзеры, пакеты для мусора.
О быте и менталитете жителей Южной Кореи
Город, в котором мы живем, Тэгу, третий по величине в Корее, но он, на мой взгляд, немного провинциальный, жители здесь даже имеют свой собственный акцент. Население — 2,5 миллиона человек. Здесь есть 3 линии метро, одна из которых — единственный в Корее монорельс. Пересадки на любой вид транспорта в течение получаса бесплатны. Проезд в одну сторону стоит около 80 рублей. Здесь хорошие дороги, невероятное количество туннелей. Но из этого вытекает минус: здесь всё сделано для машин, огромные дороги, по 8–12 полос. Правда, последние годы корейцы переосмысливают свои минусы и, убирая магистрали, делают на их месте речки и различные прогулочные пространства. Первое, что мы сделали, выйдя из карантина, — поехали на море. В Корее целых 3 моря, и два из них находятся в получасе езды от Тэгу.
Вообще в Корее — большое разнообразие природы. Горы, моря, озера. Всё так близко. Осенью в университетском кампусе, где работает мой муж, растет много хурмы, гранатов, айвы. Зимой мы ездили на остров Чеджу и там в это время цветут камелии и начинается сезон мандаринов и клубники. Нас удивляет, что здесь везде всё красиво благоустроенно, каждый кустик аккуратно подстрижен. Зашел ли ты глубоко в горы или идешь по промышленному району, постоянно чувствуется связь с природой, и при этом так всё облагорожено и сделано для людей. А еще здесь каждый день солнце! И там, где мы живем, не бывает снега. Но опять же, его можно найти в получасе езды, взобравшись в горы или поехав на горнолыжный курорт.
Из интересного: большое число бесплатных и чистых туалетов, хорошая среда для инвалидов. Люди на колясках самостоятельно гуляют по городу, спускаются в метро. При этом местные жители готовы помогать везде и всегда. Из минусов: здесь мало кто говорит на английском, а языка мы не знаем, муж работает в англоязычной среде, а я лишь немного учу язык в свободное время.
В Корее нет полицейских на улицах и они в принципе не имеют права спрашивать у вас документы. В Петербурге у меня постоянно просили паспорт. Как так, полицейских нет, а чувствуешь себя в полной безопасности? Я думаю, здесь дело не только в большом количестве камер вокруг, а также в сознательности самих жителей. Я спокойно оставляю свои вещи на лестничной клетке, а однажды забыла сумку в общественном пространстве. Даже не паниковала, просто пришла и забрала ее.
Из явных плюсов Кореи — отличная косметика, качественная медицина, здесь, кстати, очень развит медицинский туризм, сортировка мусора — мы моем за собой весь мусор и тщательно его сортируем.
О ценах
Конечно же, плюсы жизни в Корее — это соотношение расходов и зарплат. Снимать мою 2-комнатную квартиру с панорамными окнами, большим балконом, кладовкой, выходом на собственную крышу, где мы делаем зарядку по утрам, а вечерами готовим барбекю с друзьями, стоит всего 30 тысяч рублей. То есть дешевле, чем в Санкт-Петербурге! Но залоги за квартиру очень большие. Мы заплатили 10 тысяч долларов. Интересный момент — в Корее не нужны ключи. Все замки электронные. Для меня это просто счастье — не таскать с собой связки с ключами.
Наш дом находится на улице, где очень много заведений, обычно мы питаемся вне дома. Так выходит дешевле. Потому как продукты в магазинах реально дороже, чем в России, а готовить я всё равно не люблю, поэтому питаться вне дома — это большая экономия и времени, и денег. В среднем посидеть в ресторане на двоих выходит 600–1200 рублей, с алкоголем — 1500. Это недорого даже по российским меркам, а со здешними зарплатами это стало для нас простой обыденностью, к тому же порции огромные. Иногда мы берем просто одну порцию на двоих. Минимальная оплата труда в Корее каждый год поднимается: в 2022 году минимальная оплата в час составляет 9160, что составляет примерно 600 рублей. Обычные рабочие на стройках получают около 180 тысяч рублей в переводе на нашу валюту.
Еще несколько слов хотелось бы сказать про корейскую доставку: она супербыстрая! Заказываю ли я молоко к завтраку, свежих морепродуктов или пылесос, всё доставлено уже к 7 утра. Меня это не перестает поражать!
О ковидных ограничениях
Но сейчас в Корее до сих пор очень строгие ограничения, всё подчинено режиму, визу получить крайне сложно, туризм закрыт. Заведения работают только до 9 вечера, а их посещение возможно, только если вас не больше 4 человек. Без QR-кода о прививках нельзя ходить в рестораны, торговые центры. Также мы ходим в масках всегда и везде, от этого ужасно устаешь. Люди даже в море купаются в масках, ездят за рулем своего автомобиля в маске. Когда мы впервые приезжали в Корею, здесь была круглосуточная жизнь. Рынки и различные заведения работали круглосуточно. Было море уличной еды. Сейчас всего этого нет. Но государство старается помогать малому бизнесу.
О возвращении в Россию
Первоначальный контракт мужа с исследовательским университетом составляет 2 года с возможностью продления и даже получения гражданства. Я же продолжаю работать архитектором, но только на фрилансе. Учу языки, путешествую, веду ютьюб-канал о переезде и жизни в Южной Корее. Недавно его заметили в администрации одного корейского города и предложили мне сотрудничество.
Пока мы не загадываем, останемся жить в Корее или поедем куда-то еще, мир такой огромный и удивительный, надеюсь, скоро пандемия закончится и наконец появится возможность свободно перемещаться между странами.