Страна и мир истории История о путешествии в месяц: трое красноярцев поднялись на высоту 6000 метров в Непале

История о путешествии в месяц: трое красноярцев поднялись на высоту 6000 метров в Непале

Как готовились, что брали с собой и сколько это стоило

Путешествие заняло почти месяц, и к нему ребята готовились полгода 

Трое альпинистов — семейная пара и их друг, вернулись из восхождения в Гималаи. Для любителей и профессионалов горы в 6–8 тысяч метров высотой являются целью, которую мечтает покорить каждый. Любовь Шермакова с супругом Антоном и другом Сергеем собрали рюкзаки, распланировали маршрут и уехали на месяц. Они решили доказать, что самостоятельная экспедиция в Непал в парк Makalu Barun National Park — не такое дорогое и труднодоступное приключение. О подготовке длиной в 6 месяцев, восхождении с 32-килограммовыми рюкзаками на шеститысячник, местном народе шерпах и сложностях мы расспросили Любовь.

Привал ребята делали в 16:00 и ставили палатку

Как родилась идея пойти в Гималаи?


— Мой муж Антон — профессиональный альпинист, и в свое время он покорил пик Ленина — это семитысячник на границе Киргизии и Таджикистана. Также он ходил в горы Тянь-Шаня. Мы с ним путешествовали самостоятельно по Алтаю, Турции, были на границе Бурятии и Монголии. И он всегда мечтал показать мне Непал. Все, кто любят горы, непременно мечтают попасть в Гималаи. Так возникла идея. Запланировали поездку за полгода. У моего мужа есть коллега, Стригунов Сергей. Ему 45 лет. Он тоже любитель, каждую субботу ходит где-то в Красноярском крае. Соответственно он предложил идею самостоятельно путешествия. С этого времени началась подготовка.

Как готовились к восхождению?

— Подготовка заняла полгода. Поиск подходящих по цене и датам билетов, оформление электронных виз, поиск информации о пермитах, планирование маршрута, подбор гардероба, поиск подходящей для высоты обуви, подбор системы и альпинистского снаряжения и множество других мелочей. Так как экспедиция осуществлялась без помощи коммерческих организаторов, приходилось искать и перерабатывать множество информации, часто на английском. Но самое главное было — подготовить организм, а готовили меня как в космос: прием витаминов и минералов, повышение иммунитета и, конечно, тренировки на выносливость и силу. Я занималась танцами на пилоне, бегала по набережной и ходила на растяжку, а раз в неделю — тренировка с рюкзаками в условиях, приближенных к горным, поэтому мы тренировались на красноярских столбах Воробушках (там отличный перепад высот). Мы поднимались в гору с рюкзаком по три, четыре раза. А когда тренироваться на «Столбах» не было времени, я ходила в подъезде по лестницам несколько раз с 1-го по 13-й этаж! Соседи на меня странно косились — наверное, думая: «Что за чокнутая с рюкзаком больше неё». И конечно, выезд с ночевками в палатке. И там без приключений не обошлось, на Кутурчинах (Манских столбах) был такой сильный и порывистый ветер, что нас чуть не сдуло, а палатку пришлось сильно укреплять, руки мерзли моментально. А на Красноярском море под нами всю ночь трещал лед, а еще мои ноги так замерзли, что опухли на следующий день! Поэтому в горах у меня уже были пуховые чуни.

Девушке сделали скидку — ее рюкзак весил 26 кг, у мужчин — по 32

Дата путешествия: 2 – 28 апреля 2019 года

Покоренная высота: 5985 метров

Пройденный километраж: около 150 километров

Сброшенные килограммы: по 5–6 на человека

Количество груза: 90 кг на троих

Цена поездки: около 70 тысяч рублей на человека (44 тысячи рублей — авиабилеты, 380 долларов — траты в Непале: виза, пермиты, проезд в общественном транспорте, газ, продукты, подарки родным)

Как добирались?


— В основном мой муж лазит на сайтах «Победы», aviasales.ru. На сайте «Победы» иногда бывают розыгрыши, акции, купоны. А он мониторил, через какие страны удобнее всего добраться. Получилось, что через Эмираты, арабскими авиалиниями. Наш путь был до Москвы, дальше — Шарджа, Катманду. 30 марта мы вылетели из Москвы. Полёт в общем занял почти 1,5 суток. Билеты нам обошлись туда-обратно в 30 тысяч рублей на одного. И еще до Москвы и обратно 14 тысяч.

Запланировали, что по прилете в столицу Непала Катманду у нас останется 6 часов, чтобы поменять валюту, закупить необходимые продукты, которые мы не везли с собой, приобрести пермиты (документы на трекинг). Мы передвигались на общественном транспорте, соответственно запланировали время на добраться до автовокзала и купить билеты. Причем мы знали, что прилетаем в 10 утра и в 16:15 автобус до поселка Нум. Мы выбрали непопулярный маршрут в сторону Макалу — пятый 8-тысячник, там не так много туристов, как, например, в базовом лагере Эвереста. Там все для них, а тут наоборот. Можно сказать, что мы могли неделями никого не встречать на своем пути, кроме местных жителей.

Мы добрались до Катманду, где приобрели пермиты (обязательные документы для трекинга, их стоимость не зависит от количества дней), что обошлись в 30 долларов на человека. С автовокзала 12 часов мы добирались автобусом до населенного пункта, потом пересели в джип, ехали еще 12 и 8 часов. В общем, около 27 часов мы добирались до поселка Нум и оттуда уже вышли на свой маршрут.

* Услугами шерпов — местного населения, помогающего за деньги тащить рюкзаки в гору, — ребята не пользовались. Они, если оформлять через фирму, стоят от 20 долларов в день. Неофициально можно сторговаться до 15 долларов, но есть риск, что потом попросят еще.

Что взяли с собой в горы?


— У нас с собой из необходимого были спальные мешки, палатка одна на троих, сменная одежда для гор — пуховка, нательное белье, флиски, шлемы, специальные ботинки для таких переходов, кроссовки и еда. Еда у нас была — раскладка на каждый день по КБЖУ, около 2 тысяч калорий на каждого. Почти каждый день мы ели одно и тоже. Консервы с собой в горы не берут: они в железных банках, а это лишний вес. (Смеется.)

Мы брали с собой мясо. Если раньше мы брали бастурму (вяленое мясо в специях), в этот раз решили остановиться на колбасе в виде салями, чтобы увеличить калораж. Отсюда везли половину: колбасу, сухофрукты и орехи, чай, кофе и какао. Остальное докупали там: макароны, сыр, овсянку. Мы уезжали с багажом по 20 килограммов, а в горы поднимались уже с набитыми рюкзаками. У меня — 26 килограммов, у ребят — по 32.

Самое сложное в восхождении после ожогов и горной болезни — ходьба по камням 
Мальчик из местного населения шерпов

Путешествие в месяц: как все проходило?


— Мой муж разработал маршрут, составил карту. Иногда мы заглядывали в приложение «Мапс.Ми». Там спутники везде ловят — местоположение можно было определить без проблем. Связи, интернета не было. Приборы заряжали с помощью солнечных батарей.

Как строился маршрут: сначала мы могли проходить 8, 10, 12 километров. В самый сложный день прошли всего 700 метров. Чем выше, тем меньше мы проходили в день. Сложнее, например, если тропа проходила по курумнику — камням, или же погодные условия были тяжелые, или акклиматизация — не совсем хорошо себя чувствовали. Это все замедляло наши движения. Иногда мы даже не могли затащить рюкзак и на веревке его поднимали.

Сам подъем у нас занял 2 недели — 2 апреля мы вышли на маршрут, 16-го уже развернулись обратно. Получается, 27-го мы уже были снова в Катманду.

Когда ты получаешь пермиты, ты регистрируешь свое имя-отчество, где ты проживаешь, гражданство, соответственно где пролегает твой маршрут и с какого по какую дату. Потерявшихся там не ищут — как правило, не найдут.

Как строился день: мы вставали в 5 утра, собирались, выходили и старались до 16:00 идти. Иногда варили обед, иногда перекусывали орехами, сухофруктами, пили протеины. Были также углеводы из сухих порошков. В 4 часа ставили палатку, лагерь — и все. Спать ложились часов в семь-восемь. Редко в девять. Световой день там начинается рано: рассвет в 4:30, темнело часов в 6 вечера, наверное.

Первое время можно было останавливаться в гестхаусах, которые встречались на высоте до 4 тысяч метров. Там есть такие ванны, как туалет деревенский открытый, где можно воду подогреть, а можно мыться холодной. Уже наверху ледяные ручьи; как правило, мы не мылись, а обтирались влажными салфетками. На голове у меня были специально заплетены брейды.

В итоге мы поднялись до уровня 5985 метров. Этот переход, по-моему, 6400. Так как мы 16-го числа решили, что разворачиваемся обратно и не успеваем по времени, сил у нас не хватит. Мы должны были в этот день перевались через перевал и быть на другой стороне, где озера, базовый лагерь Эвереста. И вернуться по-другому маршруту. Мы прошли около 150 километров за весь маршрут.

Что было самым сложным?


Мы испытали все на себе. Ночью кровь из носа шла, головные боли, слабость. Ты идешь утром до ручья, возвращаешься — и будто вагон разгрузил или поле картофельное выкопал. Самое сложное, когда ты проходишь в течение дня всего 700 метров, а ты шел-шел на высоте. И думаешь: «Как так?». Лично для меня страшно, когда я увидела свое отражение в зеркале, а у меня кожа на лице шелушится. Потом получили ожоги, хотя мы мазались кремом с защитой «50+». У Сергея были солнечные ожоги с пузырями за ушами, что не очень приятно — болит, чешется, а тебе надо идти с рюкзаком и как-то бороться. Видимо, ты идешь, потеешь, и крем тебя не спасает. Приключения начались на трех с чем-то тысячах. На четырех мы ночевали, и начались первые симптомы: голова болит, слабость, сил нет, бессонница. Хотя, конечно, мы ожидали, что акклиматизация к высоте будет.

Поблажки как девушке мне ребята не делали. Иногда я за них рюкзаки таскала. У мужа не было сил, и я доносила свой рюкзак и возвращалась за его. Нам Антон сразу объяснил, что мы втроем — единая команда. Если у одного что-то случается, из-за этого страдают все. Поэтому мы должны были друг друга поддерживать.

Также сложно и неприятно, когда идет дождь. Хоть на тебе и дождевик, ты промокаешь до самых плавок. И потом это все сушить, ботинки. И курумник, когда по камням приходится перепрыгивать с одного на другой. А так какие еще сложности? В принципе. Нет.

За поход я сбросила 5 килограммов, Сергей — 6. Насколько мой муж — мы не знаем, он улетел дальше отдыхать и не взвешивался.

Местные женщины 
Все, что есть в деревнях на высоте 4 тысяч метров, местные жители приносят на своей спине 

Местный колорит: чай из кукурузы и острые угощения в праздник урожая


— Очень интересно посмотреть быт местных жителей, которые живут высоко в горах без электроэнергии и дорог. Все, что там находится, они поднимают на собственном горбу. И они радуются жизни, не гонятся за какими-то предметами роскоши. Они очень нарядные, у многих проколоты носы. Чем взрослее женщина, тем у нее больше сережек. И они красивые в своих национальных костюмах, сидят в огороде, выращивают какие-то свои культуры. Очень интересно наблюдать. На пяти тысячах их не встретить, но до четырех поселения есть.

Общались мы на английском — его учат в школе с 6 лет. По крайне мере дети, подростки. Плюс приветствие у всех «Номасте» — руки складывают возле лба или груди. И все, этого было достаточно для общения. А если мы жили в гестхаусах, то, как правило, был кто-то, кто знал английский язык. Я бы не сказала, что тут развита туристическая инфраструктура. Они тебя воспринимают как с другой планеты. Могут окружить, смотреть, что-то спрашивать.

Нас пригласили в гости, угостили местным чаем. Мы ходили к ним за горячей водой, нас посадили к печке, рассказывали, что сушат грибы, спят здесь же. Налили нам национальный чай. Потом, когда мы возвращались, жили в поселке Нум и попали на национальный праздник урожая. Проходили мимо, нас всех позвали, усадили за стол. Варят в больших чанах непальскую еду, наложили это кушанье попробовать, окружили нас заботой. Еда очень простая, но острая: едят перцы чили с солью, рис, какие-то мясо, овощи. Везде все одинаковое. Они не пьют чай и кофе, пьют либо воду, либо вот этот напиток. Делают его сами из кукурузы, арахиса. Мы же воду с собой не брали, а взяли фильтры и хлорированные таблетки. Сначала мы покупали в бутылках, дальше набирали в местных источниках и фильтровали. Наверху топили снег.

Зачем это все?


— Потому что это развивает твой кругозор, ты изучаешь свой организм, на что он способен. Антон у нас был на высокогорье, мы с Сергеем не были, нам было интересно — какая реакция, как акклиматизируешься, какие психологические проблемы могут возникнуть в таком походе. Когда ты читаешь отчеты других людей, ты не воспринимаешь это так, как самостоятельно осуществил. Нам хотелось все испытать на себе. Мечтайте и реализуйте, ведь почти все возможно! Было бы желание. А трудности только закаляют и делают цель слаще. Почти целый месяц дышали чистейшим горным воздухом, наслаждались удивительными пейзажами необычайной красоты, от которых замирает дыхание. И ты стоишь как вкопанный, не веря свои глазам.

Человек, который не подготовлен, смог бы подняться, думаю, но могли бы возникнуть проблемы со здоровьем. Насколько я знаю, там бывает и отек легких, отек мозга, сердечная недостаточность у людей развивается. Это все лучше делать с подготовкой. Сейчас есть много клубов, кто водит в походы, читает лекции и снимает ролики. Все можно посмотреть. Рассказывают, с какими трудностями сталкивается неподготовленный человек и что он будет тормозить всю команду. Не дай Бог, у него возникнут проблемы со здоровьем, на высоте очень трудно эвакуировать. Плюс накладно: час работы вертолета обойдется в 2 тысячи долларов.

Вы тоже совершили необычное путешествие и готовы поделиться своими впечатлениями? Пиши нам в нашей группе «ВКонтакте»Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства